Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.С. Касиян. «Россия и Норвегия, 1905—1914 гг.: становление дипломатических отношений»

Различным было и отношение к личности полярного исследователя. В отличие от западной традиции, в частности шведской и норвежской, освоение Арктики в России было поставлено на службу государства, что не способствовало созданию образа «героя-одиночки» (например, А.Э. Норденшёльд, Ф. Нансен, Р. Амундсен). Подобное расхождение объясняется популярностью в западной культуре рубежа XIX—XX вв. идей социодарвинизма с его доктриной о «выживании сильнейшего» и господством в России православного идеала самопожертвования ради высокой цели (в данном случае, ради государственных интересов). Для прагматичных норвежцев важно было не только достичь цели, но и благополучно вернуться на родину. Наконец, различным являлось отношение к силам природы, с которыми российские полярники стремились бороться, а норвежцы, наоборот, старались сотрудничать.

Несмотря на разные методы освоения Арктики, русские и норвежцы шли плечом к плечу, регулярно пересекаясь на Северном морском пути и одном из его узловых пунктов, архипелаге Шпицберген (см.: Приложение №6)\ Водная арктическая магистраль мирового экономического и стратегического значения Северный морской путь, до начала XX в. его называли Северо-Восточным проходом, пролегает через шесть морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово, огибая с севера Европу и Азию и соединяя Атлантический океан с Тихим. Протяжённость его ледовой части от Новой Земли до бухты Провидения на Чукотке составляет 5.600 км.

Идея об использовании Северного морского пути (СМП) в целях торгового мореплавания впервые возникла благодаря Д. Герасимову, русскому посланнику в Риме в 1525 г. Открытие якутским казаком С. Дежневым пролива между Азией и Америкой (1648 г.) способствовало правильной постановке вопроса о СМП и стимулировало его дальнейшее изучение. Государственное значение освоения СМП для экономического развития Российской империи осознавал и Пётр I, по замыслу которого была осуществлена Великая северная экспедиция (1733 —1743 гг.) под командованием В. Беринга. В результате были описаны и нанесены на карту северный берег Сибири, устья рек, впадающих в Северный Ледовитый океан и значительная часть прилегающих островов. Серьёзный вклад в изучение полярных морей внёс М.В. Ломоносов, по инициативе которого в полярные широты отправился ряд экспедиций. Среди них выделим осуществлённую в 1764—1766 гг. под покровительством Екатерины II высокоширотную экспедицию во главе с капитаном второго ранга В.Я. Чичаговым. Рубеж XVIII—XIX вв. ознаменовался рядом российских экспедиций под руководством И.И. Биллингса и Г.А Сарычева (1785—1794), П.Ф. Анжу и Ф.П. Врангеля (1820-е гг.), Ф. Литке, П. Пахтусова, А. Циволько и др. Результаты их деятельности внесли ценный вклад в решение вопроса о судоходстве по СМП.

Настоящим прорывом в этом деле стало впервые осуществлённое шведским учёным А.Э. Норденшёльдом сквозное плавание на судне «Вега»

Северо-Восточным проходом с зимовкой у побережья Чукотского полуострова (1878—1879 гг.). Его сибирские экспедиции проходили при содействии русских предпринимателей (М.К. Сидорова и A.M. Сибирякова), Русского географического общества и царского правительства. Внимание высших политических сфер России к данным экспедициям подтверждается архивными документами о награждении российских участников шведской экспедиции (1878 г.). За свои научные достижения, в частности, за открытие новых возможностей практического использования СМП, А.Э. Норденшёльд был удостоен высшей награды Императорского Русского географического общества, Константиновской золотой медали и звания почётного члена Петербургской Академии Наук.

В 1897 г. русский адмирал и полярный исследователь С.О. Макаров (1848—1904) представил Петербургскому Географическому обществу доклад «К Северному полюсу — напролом!», где убеждал слушателей в необходимости развитии строительства ледоколов для России как северного государства. Географическое положение Империи, выходившей своим «главным фасадом» на Северный Ледовитый океан, навело адмирала на мысль об относительно дешёвой водной трассе для экспорта российского сырья. Кроме того, с помощью ледоколов можно было «улучшить водное сообщение Сибири с иностранными рынками». С.О. Макаров справедливо отметил невыгодное положение России в плане незамерзающих портов, из которых только Кольский залив на Мурмане оставался доступным круглый год, остальные (Петербург на Балтике, Архангельск в Белом море, а также города на Великих сибирских реках) покрывались льдом на шесть месяцев и более. Помимо экономического значения СМП С.О. Макаров подчёркивал, что «содержание большого ледокола на Ледовитом океане может иметь и стратегическое значение», создав возможность «передвинуть флот в Тихий океан кратчайшим и безопаснейшим в военном отношении путём».

При содействии С.Ю. Витте и Д.И. Менделеева проект адмирала С.О. Макарова был одобрен Николаем II 14 ноября 1897 г. 17 октября 1898 г. первый в мире арктический ледокол «Ермак» был спущен на воду. Судно водоизмещением 8.730 тонн и мощностью в 9.000 лошадиных сил оказалось прекрасно приспособленным для плаваний в северных широтах и сыграло важную роль как в российских, так и в российско-скандинавских научных исследованиях Арктики.

Идею использования ледоколов для освоения СМП в стратегических целях пропагандировал и российский полярный исследователь В.А. Русанов*. В своём письме военному министру В.В. Сахарову весной 1904 г. (вскоре после начала Русско-японской войны) он обосновывал возможность переброски эскадры Балтийского флота на Дальневосточный театр военных действий посредством сибирских рек и тёплого течения Гольфстрим. Исследователь предлагал изучить условия плавания по СМП отрядами по два судна в каждом, которые двигались бы навстречу друг другу от Новой Земли и Берингова пролива. План был успешно реализован в ходе гидрографической экспедиции под руководством Б.А. Вилькицкого на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910—1915 гг. Кроме того, на заседании по развитию Архангельского порта в ноябре 1911 г. В.А. Русанов, как и С.О. Макаров, убеждал слушателей в необходимости строительства ледокола, который обслуживал бы не только Архангельск и Белое море, но и «обширную соседнюю область Ледовитого океана, заключённого между Шпицбергеном и устьем р. Енисея».

<< Предыдущая страница   [1] ... [32] [33] [34] [35] [36][ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] ...  [58]   Следующая страница >>