Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Несмотря на то, что в конце июня 1907 г. уполномоченные от России, Франции и Германии готовы были подписать трактат во второй редакции Петербурга, министр иностранных дел Великобритании Э. Грэй выступил с неожиданным предложением убрать из будущего договора статью о нейтралитете Норвегии и ограничиться гарантиями территориальной неприкосновенности последней. Подобная постановка вопроса не могла устроить шведское правительство: глава МИД Швеции Эрик Тролле посчитал договор о гарантированной великими державами норвежской неприкосновенности антишведским.
Поскольку Великобритания стремилась не допустить германского влияния в Стокгольме и сохранить спокойную политическую обстановку на Скандинавском полуострове, Э. Грэй предложил обсудить вопрос о единовременных гарантиях Норвегии и Швеции и поднять Балтийский вопрос в связи с пожеланием А.П. Извольского. Российский министр иностранных дел не рассчитывал на актуализацию всего северо-балтийского комплекса в рамках решения узкого «норвежского вопроса» и вынужден был отказаться от балтийской линии, связанной с отменой Аландского сервитута, чтобы не затягивать переговоры. Взаимные уступки британской и российской дипломатии в этом вопросе могли объясняться наметившимся прогрессом в параллельно проводившихся переговорах в Азии.
В конце июля 1907 г. российский посланник в Христиании старался убедить раздосадованного бесконечными отсрочками Ё. Лёвланна в том, что причина задержек заключалась не в выдвижении Россией Балтийского вопроса, а в новой позиции правительства Лондона, настаивавшего на исключении статьи о нейтралитете. Поставленный в безвыходное положение дипломатической игрой великих держав и вынужденный принять их условия, норвежский министр конфиденциально сообщил А.Н. Крупенскому, что намерен в будущем добиваться признания нейтралитета Норвегии не только у европейских государств, но также у Японии, Китая, США и Южной Америки. Ё. Лёвланн заранее дал согласие на новый российский проект договора о территориальной неприкосновенности Норвегии при условии упоминания в тексте о его одобрении стортингом и увеличения сроков соглашения с 10 до 20 — 25 лет.
Третий российский проект, с учётом пожеланий Лондона, был утверждён в Петербурге 31 августа 1907 г. и сообщён другим державам 11 сентября. В преамбуле Германия, Франция, Великобритания и Россия выражали намерение гарантировать независимость и территориальную неприкосновенность Норвегии «в настоящих её границах и с нейтральной зоной» (dans ses limites actuelles et avec sa zone neutre), упоминание последней являлось уступкой Швеции. Первая статья содержала норвежское обязательство не уступать своей территории какой-либо другой державе; во второй статье четыре государства признавали и обязывались уважать территориальную неприкосновенность Норвегии, а в случае угрозы последней по просьбе норвежского правительства державы обязывались помочь наиболее приемлемыми (les plus appropriés) средствами. Третья и четвёртая статьи остались без изменения: десятилетний срок действия и обмен ратификациями в Христиании в ближайшее время.
Заключительная фаза переговоров проходила на волне энергичного протеста Стокгольмского кабинета против ст. 2 проекта договора, направленного якобы против Швеции. Британское и французское правительства вступились за Швецию, предложив её участие в договоре в качестве гаранта. В Петербурге после снятия «скандинавской оговорки» не возражали, но настаивали на согласовании данного шага с Норвегией, где перспектива оказаться «под защитой» Швеции, которую там не считали «достаточно великой Державой», произвела «самое тяжёлое впечатление». В процессе нелёгких поисков золотой середины между скандинавскими противоречиями и великодержавными интересами, когда Стокгольмский кабинет попытался повлиять на ход переговоров, отказавшись аннулировать Ноябрьский трактат, усилиями британского и российского МИД, в частности, благодаря предложению А.П. Извольского аннулировать только норвежскую часть Ноябрьского трактата, удалось заставить Швецию признать своё дипломатическое поражение.
Итогом длительных и сложных дипломатических переговоров стало подписание 2 ноября 1907 г. в Христиании декларации об упразднении норвежской части договора 1855 г. и трактата о неприкосновенности Норвегии. Для Швеции Ноябрьский трактат был аннулирован вскоре после этого договором о Балтийском и Северном морях 23 апреля 1908 г. Норвегия не вошла в число его участников (Германия Великобритания, Франция, Дания, Швеция, Нидерланды). Официальная позиция, сформулированная в телеграмме Ё. Лёвланна 31 января 1908 г. звучала следующим образом: Норвегия считает свою территориальную неприкосновенность обеспеченной трактатом 2 ноября 1907 г. и не желает участвовать в трактате о Севером море, «поскольку он не затрагивает Норвегию или её интересы». Тем не менее, вопрос о норвежском участии рассматривался великими державами, но на этот раз норвежское правительство проявило осторожность и сдержанность, во многом по причине недавних трений со стортингом.
Норвежский договор 2 ноября 1907 г. стал важным звеном северобалтийского внешнеполитического курса Российской империи и успешно решил такие его задачи как замена Ноябрьского антирусского договора новым, где Россия сама являлась гарантом; временное снятие угрозы образования Скандинавского оборонительного союза; исключение возможности создания британской или германской военно-морской базы на норвежском побережье. Кроме того, трактат способствовал российско-британскому сближению и укреплению дружественных российско-норвежских отношений.
Для молодого скандинавского государства Христианийский трактат имел особое значение как дебют на внешнеполитической арене при поддержке великих держав, прежде всего Великобритании и России. В ходе переговоров норвежская дипломатия уверенно заявила о своём намерении придерживаться политики строгого нейтралитета с перспективой общескандинавского сотрудничества для его защиты. Тем не менее, Ё. Лёвланну не удалось отстоять «скандинавскую оговорку» и статью о декларации и признании нейтралитета. К негативным последствиям договора можно также отнести ухудшение отношений со Швецией, что во многом устраивало царское правительство, опасавшееся Скандинавского оборонительного союза, и падение авторитета правительства Ё. Лёвланна внутри страны.
<< Предыдущая страница [1] ... [27] [28] [29] [30] [31][ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] ... [58] Следующая страница >>