Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.С. Касиян. «Россия и Норвегия, 1905—1914 гг.: становление дипломатических отношений»

У нас нет сведений о визите представителей норвежского Королевского Дома в Санкт-Петербург или о присутствии отдельного дипломатического корпуса, помимо штатных сотрудников Миссии, на торжествах, проходивших 6—9 марта 1913 г. Между тем, норвежская пресса не обошла вниманием пущенный европейской печатью слух о том, что у современного российского Императорского Дома нет права отмечать юбилей Романовых, поскольку со времён дворцовых переворотов он ведёт свою родословную от династии Голыптейн-Готторпской, а последняя представительница ветви Романовых императрица Елизавета Петровна умерла в 1762 г.

Отметим, что за весь период соседства Норвежской монархии с Российской империей не состоялось ни одного визита монархов в Христианию или Санкт-Петербург. Хокон VII в беседе с русским военным атташе в Скандинавии графом A.A. Игнатьевым объяснял невозможность своего посещения российской столицы, во-первых, опасениями за безопасность Николая II в случае его ответного визита, во-вторых, возможным недовольством норвежских социалистов, относившихся к российской монархии без особого сочувствия. Отмечавшийся 17 мая 1914 года 100-летний юбилей Эйдсвольской конституции был лишь сухо упомянут в донесении C.B. Арсеньева, усмотревшего в этом праздновании подчеркнуто антишведское «самовосхваление» норвежцев.

§3. Международные гарантии неприкосновенности Норвегии и роль России в подписании Христианийского трактата (2 ноября 1907 г.)

Значение Скандинавского вопроса как части более сложного, Балтийского, во внешней политике Российской империи возросло после поражения в Русско-японской войне (1904—1905). Государству, серьёзно пострадавшему в экономическом и военно-политическом отношении, предстояло возродить свой флот. В качестве основного места базирования военно-морских сил, российская дипломатия, рассмотрев три альтернативных направления, Тихий океан, Чёрное море, Балтика, определило последнее как приоритетное. Данное решение объяснялось, во-первых, тем, что Балтийский регион играл ключевую роль с точки зрения обороны Петербурга и уязвимых северо-западных окраин Империи. Во-вторых, через него, наряду с Чёрным и Азовским морями, проходил основной грузопоток российского экспорта и импорта. В-третьих, контроль над Балтикой давал России максимальные возможности для лавирования между враждующими военно-политическими блоками и занятия наиболее удобной позиции в условиях грядущего британо-германского столкновения.

В «Плане политики России в Скандинавском и Балтийском вопросах», составленном советником министра иностранных дел, вице-директором Второго Департамента МИД, профессором международного права бароном Михаилом Александровичем фон Таубэ в начале октября 1905 г., среди восьми положений значилось подписание секретного протокола с Германией по Балтийскому вопросу. Планировалось также установить контроль над Скандинавским полуостровом посредством гарантий неприкосновенности Швеции и Норвегии и избавиться от ряда договоров времён Крымской войны. Разрыв шведско-норвежской унии (1905 г.) и прекращение существования Объединённых Королевств (1905 г.) привели к необходимости пересмотра международных договоров, где Швеция и Норвегия, как единое государство, являлись одной из сторон-подписантов. Это дало возможность российской дипломатии, при благожелательном отношении других великих держав, способствовать отмене Ноябрьского трактата 1855 г. и снятию Аландского сервитута 1856 г.

Вопрос о международных гарантиях Норвегии Великобританией, Францией и Германией возник ещё во время расторжения шведско-норвежской унии на переговорах в Карл стаде в сентябре 1905 г., в связи с обсуждением вопроса о создании нейтральной зоны на шведско-норвежской границе. Шведские делегаты тогда отвергли норвежскую инициативу из-за опасения вмешательства великих держав в «домашние» скандинавские дела.

Перспектива возобновления антирусского Ноябрьского трактата 1855 г. негативно воспринималась в российском МИД, где из-за опасения британского влияния на руководство Норвегии по этому вопросу, стремились как можно скорее признать независимое норвежское государство и аккредитовать своего представителя в Христиании. Российский посланник А.Н. Крупенский в своей вербальной ноте на первой аудиенции у министра иностранных дел Норвегии Ё. Лёвланна 20 декабря 1905 года заявил, что «императорское правительство могло бы теперь, менее чем когда-либо, отнестись безразлично к столь непонятному недоверию к России», подчеркнув тем самым неприемлемость для царского правительства возобновления Ноябрьского трактата. В ответ Ё. Лёвланн заверил А.Н. Крупенского, что норвежское правительство намерено вести переговоры о «пересмотре или замене», но не возобновлении трактата 1855 г.

В начале марта 1906 г., в связи со слухами в иностранной прессе о якобы начавшихся англо-норвежских переговорах, Ё. Лёвланн заверил А.Н. Крупенского, что Норвегия намерена получить гарантии не только со стороны Великобритании и Франции, но также от России и Германии.

В норвежском парламенте возникла оппозиция Ё. Лёвланну во главе с лидером рабочих-демократов* Ю. Кастбергом, возражавшим против переговоров с державами в обход мнения стортинга, что порождало неверные толкования в прессе, где уже появились заметки о гарантиях территориальной неприкосновенности или нейтралитета страны. Сторонники Ю. Кастберга подчёркивали, что подобные гарантии грозили ограничением свободы действий Норвегии. Трактат 1855 г. оппозиция считала фактически аннулированным после расторжения унии и с началом франко-российского сближения, но большинство депутатов были солидарны с Ё. Лёвланном, заметившим, что, согласно последнему пункту Карлстадских соглашений, отменялись не сами трактаты, подписанные совместно Швецией и Норвегией, а только общая ответственность за них. Кроме того, министр иностранных дел пообещал внести проект нового договора на рассмотрение в стортинг до его ратификации, заметив, что несовпадение точек зрения парламента и правительства не должно влиять на отношения норвежского государства с иностранными державами.

<< Предыдущая страница   [1] ... [24] [25] [26] [27] [28][ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34] [35] ...  [58]   Следующая страница >>