Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

Норвежское правительство при планировании и осуществлении внешней политики уже не могло не учитывать роль и значение СССР в мировых делах, возросшие, и получившие международно-договорное закрепление в ходе Тегеранской конференции. Именно в связи с изменившимся статусом Советского Союза доктрина «Атлантической ориентации» с середины 1943 г. стала утрачивать статус официальной, хотя правительство Норвегии в лице Т. Ли не перестало выдвигать аргументы в пользу регионального военно-политического блока в рамках всемирной организации.

Описанная эволюция привела к формированию так называемой политики «наведения мостов» — внешнеполитического курса, при котором Норвегия, как размышляли его вдохновители, должна была выполнять роль посредника и связующего звена в отношениях внутри «большой тройки». До 1945 г. этот курс реализовывался как теоретическая конструкция в декларациях и контактах, осуществлявшихся норвежским кабинетом.

§ 1.3. Территориальные аспекты советско-норвежских отношении в период Второй мировой войны

В период деятельности норвежского правительства в Лондоне проблема роли и значения территорий Норвегии в контексте глобальных военных и политических процессов в первой половине 1940-х гг. занимала особое место в его отношениях с СССР. Территориальные аспекты находили свое воплощение в ходе актуализации таких вопросов, как предоставление Советскому Союзу портов в Северной Норвегии для решения стратегических задач, пересмотр статуса архипелага Шпицберген и юридические основания пребывания советских войск в ходе и после Петсамо-Киркинесской наступательной операции в конце 1944 г.

Проблема т.н. «советских (российских) территориальных претензий (интересов)» в Северной Атлантике, самой Норвегии и ее секторе арктических морей занимает видное место в национальной историографии этой страны, причем теме противоречий с СССР по вопросу статуса Шпицбергена посвятил но крайней мере одну работу каждый из наиболее видных норвежских исследователей истории внешней политики. Зачастую эта проблематика прямо связывается норвежскими историками с феноменом «русофобии», оказывавшим значительное влияние на взгляды и решения норвежского внешнеполитического руководства в отношении СССР.

Впервые вопрос об изменении статуса норвежских территории в ходе Второй мировой войны был поставлен Президентом США 12 января 1942 г. в его беседе с Послом СССР в США М.М. Литвиновым. Ф.Д. Рузвельт высказал мнение, в числе прочих, о том, что вооруженные силы его страны могли бы взять на себя оборону части фронта в районе Мурманска, кроме того, Советский Союз вполне заслуживал того, чтобы получить незамерзающий порт в Северной Норвегии и коридор к нему. Президент США отметил при этом, что это его личная инициатива, прежде не обсуждавшаяся с заинтересованными странами и союзниками.

Ответ НКИД СССР последовал без малого через неделю: 18 января 1942 г. советское правительство в лице Народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова передало Президенту США отрицательный ответ, особо подчеркнув отсутствие не только территориальных, но и каких-либо иных претензий к Норвегии. В связи с тем, что встреча М.М. Литвинова с Ф.Д. Рузвельтом в течение нескольких педель переносилась, ответ советской стороны был доведен до Президента США лишь 12 февраля 1942 г. Глава Соединенных Штатов уточнил свою позицию, однако в целом принял ответ.

Тем не менее, Ф.Д. Рузвельт придал дальнейшее развитие своим предложениям и 12 марта 1943 г. рассказал о содержании своей беседы с послом СССР 12 января 1942 г. премьер-министру норвежского правительства Т. Ли. Далее американский президент вновь поставил вопрос о придании нескольким портам в Северной Норвегии статуса свободных, в пользу СССР. При этом он построил свое изложение таким образом, что выходило, как будто он озвучивает идеи советского руководства и что у Советского Союза появится интерес к портам после аннексии области Петсамо (Печенги).

Любые опасности со стороны СССР, как полагал Ф.Д. Рузвельт, могли быть сняты с помощью установления контроля Объединенных наций над северо-норвежскими портами и коридорами к ним. Предложения Президента США, тем более высказанные в таком ключе, вызвали у норвежских министров чрезвычайную озабоченность, которая усугублялась подозрениями, что Москва и Вашингтон уже имеют договоренность, заключенную за спиной правительства Норвегии.

У. Ристе отмечал в одной из своих ранних работ, посвященных указанным переговорам, что идея свободных портов для СССР в Северной Норвегии принадлежала лично И.В. Сталину и исходила из его общей стратегии, якобы предполагавшей пересмотр Конвенции о режиме проливов (Моптрё, 20 июля 1936 г.) и размещение баз, в том числе в Норвегии и Финляндии. Однако в более новых исследованиях У. Ристе пришел к выводам, что впоследствии норвежское правительство убедилось в американском происхождении предложений об интернационализации портов па Баренцевом море, хотя «...давние страхи, что Советский Союз приглядывается к Северной Норвегии, по-прежнему подспудно присутствовали в сознании норвежских лидеров...». В полной мере эти страхи и другие проявления норвежской «русофобии» проявили себя в 1944 г., когда началась реализация соглашений ведущих государств — членов антигитлеровской коалиции по освобождению стран Европы от немецкой оккупации.

Еще на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившей 19—30 октября 1943 г., было принято решение об общих принципах политики союзников па освобожденных территориях. Частный вопрос о Норвегии был рассмотрен представителями правительств трех государств 27 октября 1943 г. по инициативе Великобритании, которые решили передать его на обсуждение Европейской консультационной комиссии (ЕКК). В связи с этим правительство Объединенного королевства 10 января 1943 г. представило Советскому Союзу проект Соглашения о гражданской администрации и юрисдикции на норвежской территории после ее освобождения.

Однако 23 января 1944 г. временный поверенный в делах Великобритании в СССР Дж. Бальфур известил НКИД СССР о том, что его правительство изменило свое решение о вынесении проекта соглашения на рассмотрение Европейской консультационной комиссии и намерено подписать документ с правительством Норвегии без предварительных консультаций. Через месяц британский посол в СССР А.К. Керр сообщил в НКИД Советского Союза, что поскольку от СССР не поступило никаких замечаний по поводу текста соглашения с норвежцами, то это означает согласие советского правительства на подписание британцами и американцами документа минуя процедуру его обсуждения в Европейской консультационной комиссии.

<<   [1] ... [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] ...  [62]  >>