Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

В ответ на это Т. Ли заявил, что в свое время объявление норвежского суверенитета над архипелагом расценивалось как победа, так как в течение долгого времени только норвежцы вели освоение архипелага и вод вокруг него. Медвежий также должен оставаться норвежским. Это была первая реакция Т. Ли на заявления Молотова, но для более обстоятельных ответов ему было необходимо время. Молотов не скрывал, что «...речь идет о претензии [выделено А.П.] Советского союза на свое законное и неотъемлемое право».

29 декабря 1944 г. в Лондоне Т. Ли письменно изложил свои соображения о беседе с В.М. Молотовым. Судя по характеру записки, беседа произвела на Т. Ли тяжелое впечатление, как внезапностью поставленного вопроса, так и манерой разговора. Норвежский министр констатировал, что в подобные ситуации он попадал в СССР и в более ранние годы, и с тех пор образ действий не изменился.

Промежуточный ответ норвежского правительства на предложения СССР по Шпицбергену был представлен в виде официального заявления 29 декабря 1944 г., в котором выражалась готовность обсудить возможность заключения соглашения о военном использовании островов, по при условии, что все другие заинтересованные стороны не будут против.

Дискуссия по вопросу о Шпицбергене продолжилась при встрече наркома В.М. Молотова с Р. Апдвордом 25 января 1945 г. Нарком расценил норвежское заявление от 29 декабря 1944 г. шагом вперед, поскольку оно свидетельствовало о том, что Парижская конвенция не являлась для Осло абсолютно неприкосновенной. Двум сторонам следовало, по Молотову, выработать общую позицию перед обращением за согласием к другим державам — подписантам.

Главное, что интересовало В.М. Молотова, было мнение норвежского правительства, о допустимости в принципе осуществления советской идеи кондоминиума. Ответ Р. Андворда был скорее отрицательным, что было воспринято руководителем НКИД как приверженность норвежцев Парижской конвенции, и, следовательно, ее дискриминационному, по отношению к СССР, характеру. Р. Андворд настаивал на том, что норвежское правительство не имеет полномочий решать вопросы относительно суверенитета Норвегии, а требование СССР об отказе Норвегии от Парижского договора «будет истолковано как претензия России к Норвегии, произведет плохое впечатление на общественное мнение и будет использовано враждебной пропагандой».

29 января 1945 г. В.М. Молотов официально заявил, о том, что, во-первых, Парижский договор не может сохранять свою силу ввиду того, что был подписан без участия СССР, а среди стран — подписантов были государства — противники антигитлеровской коалиции. Он считал, что война показала важность района с точки зрения обеспечения безопасности СССР. На основании этого и, принимая во внимание заявление норвежского посла от 25 января 1945 г., советское правительство предлагало Норвегии договориться о совместном использовании архипелага с одновременным аннулированием Парижского договора.

Заявление В.М. Молотова сразу же получило отрицательную реакцию Р. Андворда: «...заключительная часть заявления противоречит... инструкциям, которые получены им... Дело в том, что если советское правительство настаивает на немедленной отмене Парижского трактата, то норвежское правительство должно будет сейчас же обратиться к заинтересованным державам. Как раз этого норвежское правительство и хотело бы избежать». Однако В.М. Молотов настаивал именно па том, что сначала между собой должны договориться советское и норвежское правительства. Далее он отметил, что в настоящий момент правительство СССР не имело ввиду установление кондоминиума.

В ходе следующей беседы с В.М. Молотовым, состоявшейся 31 марта 1945 г., Р. Андворд передал записку, где был представлены наметки совместной декларации о Шпицбергене. Ее проект «Совместной декларации СССР и Норвегии о Шпицбергене» был передан норвежским посольством в НКИД 9 апреля 1945 г. Проект предлагал исходить из того, что нейтрализация архипелага по Договору 1920 г. оказалась невозможной, архипелаг может стать звеном в системе международной безопасности в регионе, а изменение статуса должно проходить на основе консультаций со странами, подписавшими в 1920 г. Договор о Шпицбергене.

На основании этого проект далее предлагал следующие положения: защита архипелага является общим интересом Норвегии и СССР; развитие оборонительных мероприятий должно проходить на основе принятой в рамках международной организации договоренности, и т.д. Проект завершался декларацией намерения не привлекать третьи страны в процесс консультаций и переговоров об изменении статуса архипелага.

Необходимо отметить, что коррективы, внесенные в НКИДе в проект, значительно ужесточали формулировки документа. Так, правка, сделанная в НКИД, предлагала обязательным образом включать в текст декларации упоминание об острове Медвежий. Кроме того, советская сторона предлагала ввести абзац об экономических правах сторон на архипелаге. После предоставления норвежским правительством проекта совместного заявления 9 апреля 1945 г. в обсуждении вопроса о Шпицбергене наступило затишье, продолжавшееся до середины 1946 г.

Таким образом, в течение 1942 — первой половины 1944 гг. СССР в целом удалось снять остроту территориального аспекта его отношений с норвежским правительством. Советское правительство подтвердило отсутствие каких-либо претензий на порты и другие территории в Северной Норвегии после окончания войны. Формально политика СССР в данном вопросе была выдержана в русле его общей стратегической концепции, согласно которой Норвегия относилась к сфере интересов и влияния англоамериканских союзников.

На практике Советский Союз подтвердил приверженность этому принципу путем подписания Соглашения о гражданской администрации и юрисдикции, а впоследствии — точным соблюдением его положений после освобождения Восточного Финнмарка в ходе Петсамо-Киркинссской операции. При этом СССР никоим образом не использовал свое монопольное присутствие в этой части Норвегии для изменения статуса портов или территорий в свою пользу.

<<   [1] ... [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] ...  [62]  >>