Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

в) наличие собственной международно-политической концепции, исходившей из возможности продолжения сотрудничества великих держав Запада и Востока; сохранение нейтралистских настроений в общественном сознании; но с другой стороны — жесткое структурирование мирового политического порядка в условиях нараставшего противостояния и блокового размежевания мира под эгидой СССР и США.

Ключевыми процессами в развитии внешней политики Норвегии, определившими ход и содержание советско-норвежских отношений во второй половине 1945—1955 гг., стали политика «наведения мостов», участие в «Плане Маршалла», вступление в НАТО и определение «особых условий» участия в альянсе в начале 1950-х гг. Одновременно с этим произошло окончательное определение Норвегией как меры участия в «северном сотрудничестве», так и баланса «североевропейского» и «атлантического» векторов ее международных связей.

§2.1. Норвежская политика «наведения мостов» и отношения с СССР во второй половине 1945 — первой трети 1948 гг.

Политика «наведения мостов» исходила из четырех положений, имевших обоснование в международно-политической, национально-исторической, идеологической и геостратегической сферах:

1) Норвежское правительство, приняв в качестве базового принципа послевоенной политики безопасности «атлантический курс», надеясь на продолжение союзнических отношений внутри «большой тройки» после разгрома Германии, и признав СССР как великую державу, сделало вывод о необходимости сочетания формализованного военно-политического сотрудничества с США и Великобританией с учетом интересов Советского Союза. Так, выступая 2 мая 1945 г. на VIII пленарном заседании конференции Объединенных Наций, Т. Ли заявил: «... приближающаяся победа оказалась возможной лишь благодаря искреннему сотрудничеству и взаимопониманию великих держав, и... необходимо, чтобы будущий мир и будущая безопасность покоились на таком же фундаменте»;

2) Норвежское внешнеполитическое руководство, принимая во внимание отсутствие единодушного одобрения в обществе жесткой привязки к атлантическим государствам, искало способы удовлетворить нейтралистские настроения, имевшие сильные позиции в истеблишменте и народе;

3) Правительство Норвегии полагало, что социал-демократизм, являвшийся идеологией правящей партии, может стать третьей силой в антагонизме между радикальным капитализмом Запада и коммунизмом Востока, и таким образом способствовать развитию сотрудничества СССР с западными союзниками;

4) Исходя из положения страны и роли евро-арктических североатлантических и коммуникаций в войне идеологи «наведения мостов» предполагали, что Норвегия может служить естественным географическим мостом в политических и экономических отношениях между Западом и Востоком.

Политика «наведения мостов», таким образом, была в значительной степени обусловлена продолжением союзнических отношений между западноевропейскими странами и Советским Союзом. В ноябре 1945 г.

Декларацией перехода к практической реализации принципов «наведения мостов» стало выступление Т. Ли 6 ноября 1945 г., в котором он обусловил ее возникновение признанием, во-первых, всемирной политической роли советского государства, а, во-вторых, ошибочности изоляции СССР после 1917 г. Так, им было заявлено: «Многое теперь выглядело бы по-иному, если бы между Советским Союзом, западноевропейскими державами и США были установлены отношения, основанные на доверии, если бы... был понят и использован... [советский] принцип... о том, что мир неделим».

Анализ соответствующих источников и литературы позволяет выделить в доктрине «строительства мостов», выдвинутой Т. Ли и претворявшейся в жизнь с февраля 1946 г. новым министром иностранных дел Х. Ланге, два блока принципов пассивного и активного характера.

К первому из них относились следующие положения: воздерживаться от участия в военных и политических блоках; не выступать с предложениями о создании международных институтов ранее, чем это делали бы великие державы; не предпринимать действий, ставивших бы под сомнение нейтралистский настрой правительства.

К активным принципам политики «наведения мостов» возможно отнести: стремление к терпимости в международных отношениях; укрепление обороноспособности; содействие деятельности ООН в сфере коллективной безопасности; развитие системы социальных гарантий для демонстрации возможности совмещения преимуществ социальных систем двух типов.

Следовательно, материальное воплощение политика «наведения мостов» могла находить и находила только во внутренней политике Норвегии. Очевидно также, что такой внешнеполитический курс был призван удовлетворить внешнеполитические преференции самых разных общественных групп — сторонников прозападной ориентации, приверженцев сотрудничества с СССР, апологетов «скандинавской интеграции» и нейтралистов.

Несмотря на наличие позитивных принципов в основаниях политики, в своем практическом воплощении «наведение мостов» являлось в большей степени пассивным курсом. Негативно-пассивный характер курса имел выражение в нескольких аспектах. Например, участвуя в ООН, Норвегия постоянно стремилась избежать вовлечения в обсуждение вопросов, затрагивавших интересы великих держав. Окружение норвежского министра иностранных дел советовало не занимать ему пост Генерального секретаря ООН. Однако, как известно, это произошло, что можно считать единственным позитивным достижением курса на «наведение мостов». Во избежание участия в принятии трудных решений норвежская делегация отказалась занять место одного из восьми членов Секретариата Парижской мирной конференции летом и осенью 1946 г.

Ряд исследователей, главным образом норвежских, полагает, что внешнеполитический курс Норвегии может с определенными оговорками рассматриваться как видоизмененный нейтралитет с гарантиями защиты со стороны США и Великобритании. Но как представляется автору, эта политика ни в коей мере не пересматривала положения «атлантической ориентации» и не исключала их: принципы «наведения мостов» формировали образ мирного сосуществования, тогда как «атлантический курс» выстраивал стратегию их защиты. Однако с увеличением трений между СССР и США в течение 1946—1947 гг. норвежскому правительству становилось все сложнее балансировать между необходимостью убеждать атлантических союзников, что «наведение мостов» — прозападная политика, и доказывать СССР, что такой курс — не просто декларации.

<<   [1] ... [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] ...  [62]  >>