Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

В связи с этим представляется возможным считать, что выдвинутые Советским Союзом в 1944 г. инициативы но статусу Шпицбергена неправомерно трактовать как территориальные претензии, особенно ввиду исключительно важных ролей России (СССР) и Норвегии в открытии и освоении этого архипелага, а также его военно-стратегического значения для защиты «арктического фасада» Советского Союза. По своей сути предложения СССР вели к укреплению норвежского суверенитета над архипелагом, тогда как для советской стороны единственным достижением стало бы получение дополнительных и достаточно формальных гарантий безопасности на данном направлении.

Однако, как показали события, внешнеполитическое руководство в Москве выбрало неудачные время и способ для выдвижения своих инициатив по кондоминиуму СССР и Норвегии на архипелаге: будучи демаршами по форме, они, к тому же, совпали по времени с пребыванием советских войск на территории Восточного Финнмарка. Вследствие этого у членов норвежского правительства в Лондоне в чрезвычайной степени обострились «русофобские» опасения и подозрения в отношении политики СССР на Крайнем Севере в целом. В дальнейшем противоречия по вопросу о статусе Шпицбергена и порожденные ими настроения норвежцев в полной и негативное мере повлияли на содержание советско-норвежских контактов и восприятие советской политики правительством Норвегии во второй половине 1940-х гг.

В целом, подводя итог изложенному выше, необходимо еще раз указать, что оккупация Норвегии в апреле — июне 1940 г. и утрата независимости означали полный провал предвоенной доктрины национальной безопасности страны. Эта внешнеполитическая катастрофа являлась следствием как неадекватности провозглашенного принципа «абсолютного нейтралитета» европейским реалиям, так и попранием Великобританией и Германией суверенитета Норвегии в ходе борьбы между ними за контроль над ее геостратегическим и природно-экономическим потенциалом.

Существенным испытанием для нейтрального курса стала также советско-финская война, которая, кроме того, радикально изменила значение Советского Союза в международной деятельности Норвегии: если до осени 1939 г. СССР являлся для нее лишь торговым партнером, то к началу 1940 г. он превратился и в важнейший фактор, и в один из ключевых контрагентов норвежской внешней политики.

В свою очередь, СССР определенно показывал свою заинтересованность в норвежском нейтралитете, но считал, что в условиях мировой войны невозможно проводить нейтральную политику, благоприятную для каждой из воюющих сторон, как пыталась это делать Норвегия. Исходя из этого Советский Союз, в определенной мере скованный известными договоренностями с Германией 1939 г., вынужден был достаточно отстранений реагировать на немецкую оккупацию Норвегии в апреле 1940 г.

Результатом осмысления и анализа полученного опыта, предпринятых правительством Норвегии в период изгнания, стал постепенный отказ от принципа нейтралитета как основания доктрины международных отношений Норвегии. Присоединение в 1941 г. к антигитлеровской коалиции означало фактическое изменение внешнеполитического статуса страны, а юридическое закрепление его пересмотра было зафиксировано Меморандумом от 8 мая 1942 г., декларировавшим опору на гарантии со стороны атлантических держав.

В процессе своего концептуального и юридического оформления «атлантическая ориентация» норвежского правительства, изначально оставлявшая СССР вне предполагавшейся послевоенной системы безопасности, начала адаптироваться к интересам Советского Союза. Коренной перелом в войне против Германии, оформление равноправного военно-политического союза между СССР, США и Великобританией, определение ими рамок и принципов послевоенного мира, не ожидавшаяся, по последовавшая реакция Москвы на норвежский Меморандум, а также вполне обоснованные интересы СССР в отношении Шпицбергена — все эти обстоятельства стали факторами, вынудившими правительство Норвегии выработать курс, учитывавший СССР как одну из доминант международных отношений — так называемую политику «наведения мостов».

Глава 2. Новая внешняя политика Норвегии и советско-норвежские отношения в начальный период «холодной воины» (вторая половина 1945—1955 гг.)

Уничтожение опасности в лице германского нацизма означало выполнение государствами Западной Европы и США, через коалицию с СССР, узко-прагматических задач, которых они добивались в годы войны. Перед ними открывались возможности отказа от духа и буквы союзнических договоров и перехода к реализации перспективы уничтожения многовекового геополитического оппонента — России — в лице СССР. Процесс достижения этой цели через навязанное Советскому Союзу жесткое военное и политико-идеологическое противостояние с блоком западных стран под эгидой США получило в исторической и политической литературе название «холодная война».

В условиях этого противоборства внешнеполитическое развитие малых и средних стран находилось в возросшей, по сравнению с воздействием внутринациональных факторов, зависимости от состояния и характера международных отношений между сверх- и великими державами. Эта особенность была присуща и развитию внешней политики Норвегии.

Вместе с тем, норвежское государство, вернувшее себе в мае — июне 1945 г. суверенитет над территорией и населением, должно было восстанавливать международные связи не только исходя из умозрительных конструкций 1940—1945 гг., но и в соответствии со следующими обстоятельствами:

а) разрушение основных фондов и двукратное падение производства, четырехкратное увеличение госдолга, безработица и разрушение жилья, людские потери; при этом — невозможность преодоления социально-экономического кризиса без помощи от США и Великобритании;

б) расширение поддержки населением Норвегии народно-демократических и коммунистических идей и партий, рост популярности СССР и его политики; но с другой стороны — невозможность деятельности правительства без учета интересов крупного капитала и буржуазных партий, и известное давление западных союзников на страны с сильным представительством левых движений;

<<   [1] ... [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] ...  [62]  >>