Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
XVIII век стал веком просвещения, и священники как и учителя прилагали все усилия, чтобы улучшить понимание людьми религии. По мнению многих авторов, норвежцы отличались силой веры, были очень религиозны. Норвежцы — лютеранского вероисповедания, которое распространилось в Норвегии в XVI веке (в 1536 году). «Религия простая, без пышной внешности, без икон, без святых, почти без обрядов, — отмечал С. Меч, — В скандинавском народе вера еще очень глубока... Норвежский крестьянин, рыбак прилежно читает библию, свято соблюдает воскресенья, внимательно слушает проповеди пастора» (76, С. 18). Даже в самом бедном доме всегда была библия, молитвенник и книга с церковными песнями. Библия делалась каждому близкой с детских лет. Приход играл большую роль, являясь административной ячейкой, пастор пользовался высоким авторитетом, «он — не только священник, он — блюститель местных нравов» (86, С. 67). Наблюдать за нравственным состоянием паствы ему помогали сами крестьяне. Воскресные дни соблюдались здесь очень строго, как правило, в такие дни никто не работал. Несмотря на непогоду и расстояние, в праздничный день норвежец запрягал лошадь или снаряжал лодку и с женой и детьми, а часто и со служащими отправлялся в праздничной одежде в церковь на богослужение. Однако нельзя отрицать и тот факт, что, прожив уединенно целую неделю, никого не видя и ни с кем не общаясь, норвежцы пользовались праздничным днем для свидания с приятелями, а также для разных торговых сделок, которые устраивались после службы.
Таким образом, религиозное верование норвежцев в XIX в. представляло собой сосуществование христианских и языческих идей. Традиции двойственного отношения крестьян к религии играли определенную роль в процессе воспитания детей и формировали своеобразное религиозное мышление и поведение.
Условия социально-экономического развития Норвегии XIX в. способствовали развитию грамотности среди значительной части, как мужского, так и женского населения. Заинтересованность в получении знаний подкреплялась интересами в промысловой деятельности, традициями духовной культуры и гражданственного самосознания свободы и независимости. С. Григорьев в книге «Народное образование в Норвегии» (1900г.) отмечал: «В этой небольшой стране с давних пор появилось население немногочисленное, но энергичное, смелое и трудолюбивое. Море сделало его отважным и предприимчивым. А образование, пустившее в течение последнего века глубокие корни, довершило остальное... Теперь Норвегия может гордиться своей культурой и общим благосостоянием, которые тем более удивительны, что созданы среди самых неблагоприятных условий» (31). В Норвегии XIX века, где не существовало ни привилегий, ни дворянства, преимущество давало только образование, «...бедняка уважают гораздо более, чем богача, если он умен, образован и в тоже время не брезгает простым физическим трудом. Тут между простыми моряками и рыбаками не редкость встретить людей весьма образованных и даровитых» (23, С. 413). Как подчеркивали Н. Верховский, Е. Водовозова, Е. Я Кулакова-Грот, С. Меч, Н. 3. Новинский, О.О. Пуцыкович, Э. Реклю и др. в Норвегии XIX в. практически не было неграмотных людей. Широкое распространение грамотности особенно поражало многих путешественников потому, что в Норвегии более чем в любой другой стране, существовали препятствия для распространения образования — отсутствие больших поселений, разбросанность жилищ, тяжелые природные условия. Поэтому для развития грамотности в народе, особенно в местностях, где построить школу было невозможно, устраивали так называемую передвижную школу с учителями, которые вместо детей переезжали из одной местности в другую. Постепенно начали открываться постоянные школы, и образование народа стало быстро и широко распространяться по всей стране. Каждый приход был обязан иметь хоть одну школу, которая строилась на самых лучших местах городов и сел. Школы отличались простором, обилием света и воздуха.
Государство уделяло большое внимание развитию образования: в 1739 г. принят Закон об открытии школ для народа, в 1811 г. в Норвегии открывается университет в Христиании (Осло), в 1869 принят Закон об открытии высших учебных заведений, а в 1882 г. женщины получают доступ к высшему образованию. «Среднее образование развито на Скандинавском полуострове больше, чем во многих европейских странах, и можно только радоваться при виде богатых библиотек, полных драгоценными документами, естественно-историческими коллекциями и лабораториями» — свидетельствовал Э. Реклю (112, С. 158). В качестве примера приведем наблюдения С. Русовой, которая отмечала: «Много книг читают хуторяне за долгую зиму. Норвеги очень грамотные. Мальчики и девочки уже в 5—6 лет ходят в школу. Часто нужно им переплыть озеро или на лыжах идти. Дети идут смело, весело, т.к. в школе им интересно. Хуторяне денег на школы не жалеют. Они — светлые и просторные. Норвежцы знают: Земля тем будет богаче и люди честнее, чем больше будут учиться. В сельских школах дети учатся 7 лет: закону Божьему, родной речи, чтению, геометрии, географии, истории, природоведению, пишут, рисуют, поют, учатся ремеслу...В школе кормят, моют в бане. Учителя ласковы, бедным дают теплую одежду, обувь. В ответ дети вырастают смелыми, веселыми, здоровыми и дружными. Слабых и больных детей в обычную школу не принимают. Они ходят в специальные, где за ними наблюдают врачи. Если родители не хотят отдавать детей в школу, то обязаны учить дома, а в 15 лет должны привести на экзамен по предметам, изучаемым в школе...Средние школы, похожи на гимназии, где можно научиться любому ремеслу. Поэтому не пропадет в Норвегии человек...В школах читают народные сказки и легенды, поют народные песни. Учат языки: английский, шведский, датский, немецкий, французский» (116, С. 24—29). В народных школах обучение было бесплатным и обязательным для детей обоего пола. Во многих деревнях существовали так называемые крестьянские университеты для молодежи, желающей пополнить свое образование. В городах было развито среднее и высшее специальное образование. По свидетельству Е. Водовозовой, норвежцы «в громадном большинстве случаев, читают газеты, книги и журналы... и издаются они не только в городах, но нередко и в поселках, где в то же время обыкновенно существует и книжная лавка. В каждом норвежском доме вы непременно найдете несколько книг, и, прежде всего библию, молитвенник и книгу законов, в которой объяснены права и обязанности каждого» (24, С. 35).
<< Предыдущая страница [1] ... [3] [4] [5] [6] [7][ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] ... [54] Следующая страница >>