Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
— Творчество и женщина. Анализ женских занятий и ремесел являлся предметом исследований таких авторов, как М. Гуллештадт, Дж. С. Сттоарт, Дж. Хансен, А. Эльштадт.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в ряду имеющихся научных разработок и исследований, охватывающих период с XVIII по XX вв., практически отсутствуют работы, в которых женское воспитание выделяется в качестве специального объекта изучения. Проблема женщины в традиционном норвежском обществе XIX в., вопросы воспитания детей женского пола рассматривались только в контексте общей характеристики этноса. Таким образом, актуальность изучения особенностей женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX в. в контексте развивающихся связей Норвегии и Архангельского Севера, неразработанность этого вопроса в историко-педагогической науке определили выбор темы исследования: «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века».
Цель исследования — систематизировать историко-педагогический опыт женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века.
Объект исследования — традиционный образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века как воспитательная среда.
Предмет исследования — процесс женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века.
Обозначенные хронологические рамки исследования охватывают XIX век в истории Норвегии, поскольку этот период характеризуется подготовкой к созданию отдельного суверенного государства. Непосредственное функционирование традиционного крестьянского общества сохранялось вплоть до начала XX в., то есть до периода активной модернизации, индустриализации и урбанизации аграрной Норвегии, что в значительной степени отразилось на положении женщин.
Задачи исследования:
1. Исследовать социокультурную среду Норвегии как основу формирования специфики образа жизни норвежской крестьянской семьи.
2. Охарактеризовать образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века как воспитательную среду.
3. Раскрыть особенности общественного и семейного положения норвежской крестьянской женщины.
4. Выявить характерные черты этнопедагогического идеала норвежской женщины.
5. Изучить особенности женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века (цели, содержание, средства, методы нравственного и трудового воспитания, подготовки девушек к семейной жизни и др.).
Методы исследования. Для поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания (отбор, изучение, анализ, контент-анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация), общепедагогические методы (изучение, анализ и обобщение историко-педагогического опыта; изучение и интерпретация архивных материалов, законодательных актов, произведений устного народного творчества; логико-теоретический анализ философской, социологической, этнографической, культурологической, психологической, педагогической, этнопсихологической и этнопедагогической литературы по изучаемой проблеме).
Методологическую базу исследования составили идеи о предназначении женщины в обществе и ее роли в мировой истории и истории Европы в частности (Э. Амт, Б.С. Андерсон, Д. Бок, Н. 3. Дейвис, В. Джоунс, Д.П. Зинссер, Я.А. Коменский, М. Лютер, Ш.Б. Ортнер, Р. Рейтер, Ж.-Ж. Руссо, М. Уизнер, А. Фарг и др.); тендерном подходе к проблеме статуса женщины (Дж. Бернард, Д. Броуэр, Р. Вудак, Е.А. Здравомыслова, С. Лолер, М. Мейджер, М. Мейо, A. Минас, О.В. Митина, В. Мокхадам, Л. Дж. Пич, Н.Л. Пушкарева, A. Л. Тилли и Дж. Скотт, М.К. Уайт, С.Д. Уолтере, С. Фремон, Д. де Хаан, Н. Хьюит, Дж. Шаап, М. Шульц и др.); необходимости учета социокультурных особенностей среды в образовании и воспитании (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Т.С. Буторина, А.А. Велик, А. Дистервег, Т.В. Касимова, С.С. Щекина и др.); социальной ценности изучения семьи и семейного воспитания (Т.С. Буторина, Г.Н. Волков, А.Г. Козлова, А.Я. Коменский, А.К. Миноваров, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков и др.); целостности изучения образа жизни семьи как социального и педагогического явления (И.В. Бестужев-Лада, А.К. Воднева, И.С. Кон, Т.В. Лодкина, В.С. Мухина, М.С. Мацковский, Л.М. Осиновская, Г.В. Шешукова, С.С. Щекина, Н.Е. Щуркова и др.); комплексном изучении этнографии детства и эволюции женского воспитания (И.С. Кон и др.); воспитательном потенциале народных традиций материнской школы (Т.С. Буторина, Г.Н. Волков, Т.В. Касимова, В.С. Кукушкин, А. Кэтириинэ, М.А. Мурадова, В.А. Рамих, А.С. Хачатрян, 3. И. Цогоева и др.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Природно-климатические, социально-экономические условия и социокультурный фон, на котором происходило развитие норвежской крестьянской семьи, оказали воздействие на формирование специфики ее образа жизни, образовательно-воспитательных традиций, что обусловило высокое общественное и семейное положение норвежской крестьянской женщины XIX века.
2. Образ жизни норвежской крестьянской семьи являлся образовательным и воспитательным пространством, в котором под влиянием традиций и обычаев происходило как стихийное, так и целенаправленное формирование личности девочки-девушки-женщины. Женское воспитание характеризуется нами как стихийное непреднамеренное влияние семейного уклада (образа жизни) на формирование девочки-девушки-женщины и как целенаправленное воздействие всей семейной группы на формирование девочки-девушки-женщины по определенной модели.
3. Совокупность этнопедагогических характеристик женщины в норвежской народной педагогике представлена в виде этнопедагогического идеала, который нашел наибольшее отражение в норвежских народных сказках и эдцическом эпосе XI—XIII вв. Ведущей сущностной этнопедагогической характеристикой норвежской женщины являлась нравственная составляющая, отражающая как социальные роли женщины в семье и обществе, так и личностные характеристики матери, жены и хозяйки.
4. Основные особенности женского воспитания в норвежской крестьянской семье XIX века определялись целью воспитания, заключавшейся в подготовке девочки-девушки к семейной жизни. Ценностными ориентирами женского воспитания являлись идеи нравственности и христианской добродетели (любовь, милосердие, долготерпение, уважение и почитание ближних, радостное отношение к жизни и др.), гуманизма, осознания уникальности каждого человека. На этом базировались принципы женского воспитания: свободы личности, равенства полов, учета индивидуальных особенностей.
<< Предыдущая страница [1] [2][ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] ... [54] Следующая страница >>