Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Как показал анализ литературы, систематические исследования женского воспитания в крестьянской семье XIX века в норвежской историко-педагогической науке практически отсутствуют. Вместе с тем, в современном норвежском обществе фиксируется потребность в изучении истории женского воспитания, ее актуализации, доказательством чего являются острые дискуссии в научной периодике. До 1970г. вопрос исследования истории и культуры воспитания норвежских женщин почти не освещался в литературе. Научную основу эта проблема впервые получила на 17-ом Конгрессе историков Скандинавских стран, проходившем в Норвегии в 1977г., а затем и на 18-ом Конгрессе в Финляндии в 1981г. В настоящее время «история женщин» как предмет изучается во всех учебно-образовательных заведениях. Всестороннюю поддержку теоретическим разработкам по «истории женщин» (women's histoiy) и «исследованиям проблем женщин» (women's studies) оказывает Норвежский Исследовательский Совет (Norwegian Research Council). Различные аспекты изучения социальных функций женщины в норвежском традиционном обществе нашли свое отражение в работах историков, антропологов и социологов (М. Гуллештадт, М. Дальстрём, М. Лангхолм, А. Лейра, Д. Льюис, Б. Нильсен, Б. Розенбек, Л. Стокке, А. Фин, Г-М. Франберг и др.). Несмотря на интенсивность исследований, следует констатировать, что свое внимание норвежские исследователи сосредоточили в основном на времени индустриализации и модернизации Норвегии. Предметом данных исследований являлась жизнь женщин после Второй мировой войны, где анализировалось их положение в последние 20—30 лет. Анализ данной группы источников показал, что в них практически отсутствуют работы, в которых женское воспитание являлось специальным предметом.
В ходе изучения поставленной проблемы мы опирались на широкий круг взаимодополняющих источников — архивные материалы, законодательные акты, произведения устного народного творчества, философская, социально-историческая, историко-педагогическая, этнографическая литература, которые условно были разделены нами на три группы.
Первая группа представлена законодательными актами Норвегии XVII—XIX вв., произведениями устного народного творчества. В предпринятом нами исследовании практически впервые научному этнопедагогическому анализу подвергнуты норвежские сказки с целью изучения историко-педагогического опыта женского воспитания.
Вторую группу источников составили опубликованные труды о Норвегии как отечественных, так и зарубежных исследователей XVIII—XX вв. Следует отметить, что большинство научных исследований XVIII—XX вв. выступают как комплексные описания этноса (П. Мартин де ля Мартиньер 1706; Понтоппидан 1752; Ф. Шёлль 1811; Э. Стенфорд 1825; К. Фогтом 1867; Я.К. Грот 1874; А. Елисеев 1886; В.В. Суслов 1888; Э. Реклю 1896; В.А. Березников 1897; Е. Водовозова 1889, 1901; А. Коптев 1893; О.О. Пуцыкович 1894; Е. Львов 1895; Н.П. Верховский 1898; С. Григорьев 1900; А. Энгельмейер 1902; С. Русова 1905, 1906; Е. Я. Кулакова-Грот 1909; М. Слепцова 1911; С. Меч 1912; Н. 3. Новинский 1913; С.Н. Шульгин 1914; С. Орловский 1915; Б.А. Келлер 1929; А. Добров 1942; Г. Кублицкий 1959, 1970; Э. О'Делл 1962; Г.С. Фиш 1963; Р. Дж. Поппервел 1972; С. Тюраль 1984; К.Д. Волков 1987; М. Гуллештадт 1992 и др.). Наряду с работами общего плана привлекались специализированные исследования: младенческая обрядность норвежцев (Х. Плосс 1881); брачно-семейные отношения и обычное право у норвежского крестьянства (Э. Сундт 1855). Отдельные проблемы истории Норвегии нашли свое отражение в работах А.С. Кана (1980). Непосредственно исследованием различных аспектов социально-экономической истории и культуры средневековой Норвегии занимался отечественный ученый А. Я Гуревич. Его труды «Свободное крестьянство феодальной Норвегии» (1967) и «Норвежское общество в раннее средневековье» (1977) представляют собой значительный вклад в скандинавистику. При этом основным объектом изучения являлась крестьянская среда. Содержащийся в данных источниках материал включает вопросы истории и социально-экономического развития Норвегии, материально-бытовой культуры и традиционного образа жизни норвежцев, где частично анализировались отдельные стороны быта норвежских женщин и вопросы семейного воспитания, ибо специальное изучение проблем женского воспитания не входило в задачи работы этих авторов.
К третьей группе источников отнесена зарубежная и отечественная исследовательская литература, в которой женская тематика рассматривалась в контексте проблем социального развития и эволюции норвежской семьи, ее религиозно — обрядовой сферы, сферы материальной культуры. В данной группе источников нами условно выделено несколько крупных направлений, изучающих в той или иной мере проблемы женщины в норвежском обществе.
Положение женщины в традиционной культуре норвежцев. Тема правового и имущественного статуса женщины в традиционном норвежском обществе представлена работами, включающими изучение правового положения женщины в рамках общеэтнических характеристик (И.Н. Минз, И. Флойштадт), в рамках семейно — общинной тематики (Г.И. Анохин, С. Арнхольм, Н.А. Брингеус, Дж. И. Голдсорп, В.А. Закс, Л.Ф. Согштадт, Р. Фриманнслюнд), а также в рамках обычного права норвежцев (Дж. Дюпак). Основное внимание мы уделяли исследованию того контекста (пространство — семья, община, этнос либо система взглядов), который обусловливает права и обязанности женщины. Существенный материал о положении женщины и ее роли в норвежской семье XIX века дают исследования о народной культуре, традициях, этносознании, образе жизни норвежской семьи, проведенные Д. Гонтом, Х. Каелбле, A.-Л. Кристенсен, Дж. Лейрфолом, О. Лёфгрен, Л. Нюстрём, М.И. Уизнер. Анализ традиции свободы в добрачных связях выступал предметом исследований Э. Шортера. Проблему появления добрачных детей рассматривал Х. Брунборг.
— Проблема женщины в сфере культа рассматривалась многими исследователями. К одной из наиболее разработанных можно отнести тему женщины в контексте свадебной (М. Бейкер, Т.А. Березина, И. Гронсет), семейной и календарной обрядности (М.Н. Морозова, Т. Норлинд, Д. Спайсер). Сведения о женской обрядности встречаются в трудах, посвященных детскому циклу, а именно сложному комплексу обычаев и обрядов, связанных с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы жизни (В. Аско, Т.А. Березина, Н. Брингеус, С.-Х. Тиллхаген, А.Ф. Швейгер-Лерхенфельд, Л. Хагберг). Тема религии в жизни норвежских женщин была предметом специальных исследований ряда ученых (П. Марккола, В. Селанд, И. Хаммар). Среди современных разработок, уделяющих внимание характеристике женских мифологических образов и определению статуса женщины в древнескандинавском обществе на анализе первых литературных произведений XI—XIII вв. «Эдда» и «Круг Земной», ведущее значение имеют исследования Дж. Джеш и Дж. Джохенс.
<< Предыдущая страница [1][ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] ... [54] Следующая страница >>