Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Итак, в заключение данного параграфа, в качестве обобщения выделим те факторы, которые сыграли важную роль в формировании особенностей социокультурной среды Норвегии XIX века:

1. В результате сложной исторической ситуации, в которой страна находилась несколько веков, к XIX веку в Норвегии сложился своеобразный культурно-хозяйственный тип населения — потомки вольнолюбивых викингов, сумевших сохранить дух отважных и смелых предков, первооткрывателей, мореплавателей и предприимчивых промышленников. В течение многих столетий народ боролся за свою независимость, за культурное возрождение, что отражалось на формировании силы духа, патриотизма, демократических традиций системы народного воспитания.

2. Отсутствие крепостного права и земельной аристократии создавало благоприятные условия для жизни, способствовало распространению равенства в обществе, становлению своеобразия народных воспитательных традиций.

3. Экономическая специфика жизни норвежских крестьян была обусловлена географическим фактором и характеризовалась соединением рыболовства, земледелия и домашнего ремесленного производства, что приводило к сочетанию двух ролей — «рыбак-фермер».

4. Крайне суровые природно-климатические условия, в которых приходилось вести хозяйство и промыслы, специфика сезонной работы закрепили определенные черты быта и национального характера: неприхотливость, настойчивость, независимость, трудолюбие. Уровень сформированности особых черт характера непосредственно влиял на цели и процесс воспитания.

5. Воздействие христианства в сочетании с еще не отмершими языческими верованиями на общественный, семейный быт и культуру сельских жителей было значительным. Традиция двойственного отношения крестьян к религии играла определенную роль в процессе воспитания, формировала своеобразное религиозное мышление и поведение.

6. Морская деятельность, развитие гражданского самосознания, свободы и независимости способствовали распространению грамотности и книжной культуры. Высокая образованность в значительной степени содействовала сохранению эпических традиций.

§ 1.2. Образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века как воспитательная среда

Природно-климатические, географические, социально-экономические, исторические условия и социокультурный фон, на котором происходило развитие норвежской семьи, оказали воздействие на специфику ее образа жизни. Целью данного параграфа является анализ жизненного уклада семьи, условий ее бытия, оказывающих влияние на характер семейного воспитания, его направленность, содержание, методы, средства и результаты.

Исследование образа жизни семьи означает выяснение всей совокупности ее конкретных видов семейной деятельности, соответствующих им отношений, а также взаимосвязь между ними (М.С. Мацковский, Г.В. Шешукова, С.С. Щекина и др.). Такой подход предполагает анализ структуры, состава, образа мыслей, условий жизни (материальное окружение), а также образовательно-воспитательных традиций в контексте семейного быта, семейных обычаев и обрядов.

Анализ научной литературы показал, что особенности образа жизни норвежской крестьянской семьи XIX в. достаточно полно исследованы и в России, и за рубежом. Среди зарубежных исследователей нами были изучены работы Д. Гонт, Н. 3. Девис, Х. Каелбле, Л. Нюстрюм, Э. Сундта, Р. Уолла, А.

Фарге, Р. Фриманнслюнда, С. Хегштадт, А.Ф. Швейгер-Лерхенфельда, О. Елыитадт и др. Существенный материал для расширения наших знаний содержится в работах отечественных ученых Г.И. Анохина, Е. Водовозовой, А.Я. Гуревича, А.С. Коптева, Е.Я. Кулаковой-Грот, Е. Львова, С. Меч, Э. Реклю, С. Русовой, М. Слепцовой, К. Фогтома, Э. Энгельмейера и др.

Для социальной жизни Норвегии XIX в. было характерно существование семейной общины. По данным А. Я Гуревича уже в XII —XIII вв. основным типом сельского поселения был семейный двор или хутор (36). Семейная община в XIX в. включала в себя всех людей, которые родственно или экономически были связаны с владельцем горда (хозяйства). Исследователь Г.И. Анохин указывал на то, что при крестьянском дворе, экономически прочно стоявшем на ногах, бытовал многочисленный коллектив родственников — членов индивидуальной семьи наследника. «Это его супруга, его родители, если владелец наследовал хозяйство при их жизни, дети, братья и сестры, а также батраки, домашняя прислуга, арендаторы и бездомная беднота или инвалиды, которые согласно определению прихода, жили в качестве иждивенцев при крестьянском дворе» (1, С. 181).

В XIX веке в хозяйствах Норвегии господствовало право единонаследия, установившееся еще в эпоху викингов. Традиции единонаследия придерживались в большинстве хозяйств страны с целью сберечь удель (землю) от дробления. «Земля бережется крепко в одной семье, в роду. ...Каждая семья живет отдельным домом. Каждая семья дорожит родовым гнездом» (120, С. 58,60). По данным Г.И. Анохина «удельсретт (право на удель) и осеттесретт (право на двор) имел первый наследник — старший сын. За двор, правда, он выплачивал прочим наследникам его стоимость по низкой таксе. Но все же он один получал двор, а прочие наследники оставались здесь же в роли родственников-работников со своими женами и детьми» (1, С. 177). При отсутствии сыновей право наследовать родительский двор принадлежало старшей дочери. Время перехода в наследство определялось собственными местными обычаями. Г.И. Анохин отмечал: «Чаще всего считалось, что сын вступал во владение двором тотчас после свадьбы или даже во время самой свадебной церемонии» (1, С. 183). Общинники-мужчины подбрасывали наследника вверх и таким образом «производили» его в хозяина двора. Община строго следила за соблюдением прав на наследование хозяйства. По существовавшему в XIX в. в Норвегии праву наследования при передаче собственности отцом сыну письменно составлялся контракт, по-норвежски «кор», в котором подробнейшим образом оговаривались права и обязанности сторон, в частности вопросы о жилье для родителей, их доле в продуктах питания, положение остальных братьев и сестер, переходивших под попечительство старшего брата вплоть до достижения ими совершеннолетия (114, С. 440). По норвежскому законодательству все дети должны были получить при наследовании равные доли стоимости хозяйства. «Кор» гарантировал достаточный прожиточный минимум родителей, их нетрудоспособных или несовершеннолетних (до совершеннолетия) детей. По данным, представленным скандинавскими исследователями Д. Гонт и Л. Нюстрём, «вполне обычным явлением было составление контракта между родителями и детьми. В обмен на ферму родители обеспечивались пищей, одеждой, топливом, деньгами и т.д. Таким образом, не существовало как юридического оформленния наследства, так и составления завещаний... Разные поколения одной семьи жили поблизости, объединенные прочными узами взаимной зависимости» (191, С. 496).

<< Предыдущая страница   [1] ... [4] [5] [6] [7] [8][ 9 ] [10] [11] [12] [13] [14] [15] ...  [54]   Следующая страница >>