Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
В силу суровых природных условий норвежцы высоко ценили взаимную поддержку, чувство дружбы между людьми, дух взаимосогласия с соседями. «Поэтому, он и готов помогать другим, себе подобным, — отмечал Н. 3. Новинский, — так как знает, что их помощь в другой раз может отвести от него и близких губительные удары природы. Здесь установилась та дружелюбная общительность... Эти услуги и одолжения, нетягостные часто для оказывающего их, страшно, между тем, облегчают жизнь и освобождают от напрасной затраты сил и времени...в Норвегии эта услужливость переходит границы близкого соседства...Здесь — опять услуга, которая приносит струю радости в заброшенные углы и смягчает там чувство отчужденности. Таким образом, норвежский крестьянин честен и сознает пользу взаимных услуг и помощи» (86, С. 70—71). В Норвегии XIX в. было принято всегда помогать обедневшим, погорельцам, ухаживать за больными, через детей посылать одиноким старикам разные продукты со своего стола. С. Русова указывала на то, что «норвеги живут друг с другом очень дружно, помогают друг другу, каждого гостя встречают как родного, угощают самым лучшим... Часто у богатого крестьянина живет какая-нибудь бедная вдова-соседка, или сирота» (116, С. 23). «Помогайте ближнему во всяком несчастии!» — говорят родители детям, и дети следуют отцовскому завету. Обедневший человек со всей семьей идет к родственникам и знает, что без помощи не останется, не услышит даже упрека, хотя и трудновато иной раз кормить две семьи» (120, С. 80). По свидетельству известной русской путешественницы Е.Я. Кулаковой-Грот «всякий, находящийся в денежном затруднении, идет без колебаний, иногда с целой семьей, прямо к родным или друзьям, и живет там долгое время, уверенный в том, что не услышит ни одного упрека и не увидит ни одного косого взгляда. Поэтому нищих нет в Норвегии, и все ее обитатели пользуются сравнительно благосостоянием» (66, С. 35—36). Идея милосердия, таким образом, имела у норвежцев не абстрактный характер, а представляла конкретное, живое содержание.
У норвежцев в XIX в. существовал определенный набор этикетных правил, т.е. определенных правил поведения, которые человек должен был соблюдать, и которыми в идеале должен обладать истинный норвежец. Обычно каждая община имела свой определенный свод таких правил, которые давали членам общины чувство уверенности и гарантировали их защищенность. В них была обозначена мера ответственности каждого перед родственниками, перед семьей, общинниками. Хотя некоторые правила варьировались от общины к общине, основные правила, по свидетельству Д. Лейрфола (230, С. 62—66), совпадали и заключались в следующем:
1. В общении требовалось тщательно подбирать нужные слова, чтобы ненароком не обидеть человека. Этикет предписывал щадить самолюбие другого человека, не создавать ему неудобств, избегать бестактных разговоров.
2. Следовало всегда приветствовать путника, независимо от того, знаете вы его или нет, идет он пешком или едет на лошади. Соседям говорили «Добрый день» и кивали головой. По правилам этикета также требовалось остановиться и обменяться парой слов. При встрече пастора или доктора мужчина касался своего головного убора, а женщина слегка приседала с поклоном. При встрече с очень важным человеком головной убор мужчина держал в руке. Рукопожатие в будние дни не применялось, если только ты не встретишь человека из другой общины или того, кого очень давно не видел. Приветствовали рукопожатием в церкви и в праздничные дни. Плохим тоном считалось не пожать руку каждого, когда приходишь и уходишь с вечера.
3. При встрече похоронной процесии останавливались, мужчины снимали головные уборы. Мужчины также должны были снимать головные уборы при звоне церковных колоколов, и если они работали на улице, то на некоторое время вставали прямо и держали головной убор в руке.
4. Уважение старших было свято. К пожилым людям обращались на Вы. Члены семьи своих бабушек и дедушек, престарелых родителей также называли на Вы.
5. Если человек входил в дом, когда семья принимала пищу, то нужно было пожелать приятного аппетита, что-то праздновали — приятного вечера, работали — пожелать хорошей работы на пользу, отдыхали — приятного отдыха.
6. Войдя в дом, посетитель, сосед то или незнакомец, должен стоять у двери, пока хозяин или хозяйка не предложат сесть. Особым знаком уважения считалось, если хозяйка дома сама принесет стул и вытерет его своим фартуком или принесет метлу и подметет пол рядом с ногами гостя. Хорошим тоном и знаком уважения было проводить гостя до двери.
7. На больших праздниках, когда гости собирались расходиться, то благодарили за угощение не только хозяев дома, но и друг друга, так как угощения на стол по традиции приносили все приглашенные. Говорили друг другу «Спасибо за вечер» и жали руку.
Таким образом, основными условиями поддержания этикета в норвежской семье и общине были принцип половозрастной дифференциации при выборе форм и средств общения и высокий авторитет традиций, обычаев и обрядов.
Почитание старших выступало у норвежцев ведущей чертой нравственности, законом жизни. С раннего детства норвежцы прививали малышам любовь к родителям и ближнему. «Любите друг друга, любите родителей», — твердили старики (114, С. 444). Это дедовское слово хранили в Норвегии свято. Дети относились с глубоким уважением к родителям, «в разлуке с ними дочери и сыновья стараются прежде всего послать что-нибудь семье уже из первого своего заработка...с восторгом навещают своих стариков...» (24, С.ЗО). Авторитет родителей был чрезвычайно велик. Так, например, «никто из детей не приступал к еде раньше взрослых, на тарелке не должно было остаться ни крошечки, чтобы, как говорили, не голодать во взрослой жизни. Разговоры за столом среди детей не допускались, особенно, когда говорили взрослые. Детям также запрещалось передразнивать взрослых, тем более калек и больных людей... Дети не должны были надоедать взрослым, задавая разные вопросы и смотреться без необходимости в зеркало. Молитвы должны были произноситься без подсказок взрослых» (230, С. 61—62).
<< Предыдущая страница [1] ... [9] [10] [11] [12] [13][ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] ... [54] Следующая страница >>