Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Ведущей отраслью сельского хозяйства Норвегии является животноводство, на долю которого приходится по стоимости до 70% всей сельскохозяйственной продукции. В 2002 г. в Норвегии было произведено около 240 тыс. т. мяса, в том числе говядины — 98 тыс. т., свинины — 110 тыс. т., баранины — 30 тыс. т. Объемы производства молока составляют 1,7 млрд. л в год, что соответствует внутреннему потреблению [54, Р. 21]. Добиться ликвидации перепроизводства молочных продуктов удалось в последнее десятилетие за счет сокращения численности животноводческих хозяйств. Как и в Евросоюзе, в Норвегии действует система «молочных» квот, которая регулирует объемы производства молока в стране. Величина этих квот зависит от площади фермы (0,4 га сельхозугодий в расчете на одну корову или иную голову скота, содержащуюся на ферме). Квота не только регулирует объемы производства молока, но и способствует охране окружающей среды, предупреждая ее загрязнение навозом и мочевиной.
В норвежском животноводстве в последние годы происходит увеличение концентрации производства — сокращается число специализированных ферм, но возрастает число содержащихся в них животных. В период с 1989 по 2002 гг. число ферм, специализирующихся на откорме крупного рогатого скота, на 35%. В то же время поголовье в расчете на одну ферму увеличилось: крупного рогатого скота — в 2,8 раза, коров — в 2,2 раза, овец и коз — втрое, а свиней — в 8 раз [71, Р. 362].
Земледелие в Норвегии полностью подчинено обеспечению животноводства и является его кормовой базой. Такая структура отрасли сложилась в силу ограниченности земель, которые могут быть использованы под традиционное земледелие, и возможности широкого использования в животноводстве комбикормов и концентратов, получаемых промышленным способом, что снижает в определенной степени зависимость фермеров от неблагоприятных климатических условий. Производство зерновых полностью сосредоточено в равнинных районах восточной и юго-западной Норвегии и провинции Треннелаг. Королевство покрывает свои потребности в зерновых на 40% и вынуждено в связи с этим импортировать значительные объемы пшеницы, ячменя и других зерновых.
Норвегия относится к государствам, характеризующимся высоким уровнем поддержки агропроизводства за счет бюджетных средств. Все ассигнования из госбюджета на поддержку сельского хозяйства составляют ежегодно более 1,5 млрд. долл. в год (70% к стоимости валовой продукции сельского хозяйства) [50, Р. 84]. Система предоставления субсидий и дотаций сельхозпроизводителям не имеет аналогов в мире. В Норвегии взаимоотношения фермеров и государства регулируются ежегодно заключаемыми Аграрными соглашениями, в которых партнерами правительства выступают Союз норвежских земледельцев (60 тыс. членов) и Объединение мелких земледельца и наемных рабочих (14 тыс. членов). Законодательно закреплен порядок, в соответствии с которым государство обязано сначала закупить все произведенное в стране зерно по заранее оговоренным в этих аграрных соглашениях ценам, а уже потом импортировать недостающие для внутреннего потребления объемы по ценам мирового рынка, которые, естественно, существенно ниже внутренних.
Государственная политика по защите норвежского сельского хозяйства объясняется тем, что, по мнению норвежских политиков, функции агропромышленного комплекса значительно шире, нежели только производство продуктов питания. Сельское хозяйство должно оказывать влияние на социально-экономическую ситуацию, в том числе на сохранение сельского населения и мест его проживания в отдельных регионах, обеспечивать продовольственную независимость, способствовать качественной охране окружающей среды, в том числе биологического многообразия, оберегать культурно-исторический ландшафт и поддерживать здоровье нации. Такой многофункциональный подход к сельскому хозяйству, поддерживаемый странами ЕС и Японией, влечет за собой высокие государственные дотации в эту отрасль, против чего выступают члены так называемой группы «Кэрнс» (в частности, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина), которые поддерживают либерализацию сельскохозяйственного производства. По инициативе Норвегии в июле 2000 г. в Улленсванге (Западная Норвегия) в рамках ВТО состоялась международная конференция по неторговым аспектам сельского хозяйства, в которой приняли участие 34 страны. Конференция стала одним из первых форумов в рамках ВТО, где заинтересованными странами, включая Норвегию, концепция многофункциональности сельского хозяйства продвигалась особенно активно. Именно, благодаря этой конференции Норвегии удалось избежать санкций со стороны ВТО за протекционистскую политику в отношении сельского хозяйства.
Рыбная отрасль является одной из главных в экономической структуре современной Норвегии. Рыбный промысел ведется в прибрежье Олесунны, у берегов Финмарка, а также во фьордах Лофотенских островов. Кроме рыболовства, в состав отрасли входят предприятия по переработке морепродуктов и разведению атлантического лосося и форели. Промышленное рыболовство и рыбоводство составляют основу хозяйственной деятельности, осуществляемой на морском побережье, и образуют экспортный потенциал экономики страны. Необходимо отметить тот факт, что в 2002 г. более 90% продукции рыбного сектора экономики пошло на экспорт. Крупнейшими рынками экспорта норвежских морепродуктов являются Великобритания, Дания, Германия, Франция, Швеция, США, Япония и Российская Федерация. Министр рыболовства Норвегии Отто Грегуссен и председатель Ассоциации норвежских рыбаков Одмунд Бое уверенны, что в условиях ожидаемого падения доходов от нефти рыбная промышленность должна будет стать альтернативой нефтегазовому комплексу и взять на себя бремя по увеличению национального норвежского дохода [40, Р. 3]. В таблице 3 приведены данные по видам вылавливаемой рыбы и продукции искусственного рыборазведения.
<< Предыдущая страница [1] ... [3] [4] [5] [6] [7][ 8 ] [9] [10] [11] [12] [13] [14] ... [64] Следующая страница >>