Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Одной из отличительных характеристик норвежской экономики в последнее десятилетие является низкий уровень инфляции, который поддерживается за счет сбалансированной финансовой политики, направленной на стабилизацию спроса на товары и услуги на внутреннем рынке. Необходимо отметить тот факт, что в 1990-е годы главной задачей норвежской финансовой политики являлось удержание инфляции, частного и государственного потребления на уровне аналогичных показателей ведущих торговых партнеров страны. Из табл. 1 видно, что в 2000 и 2001 годах уровень инфляции составлял 3,1% и 3% соответственно. Такие относительно высокие показатели инфляции связаны с ростом цен на электроэнергию в этот период времени. Отметим, что основу норвежского энергетического комплекса составляют гидроэлектростанции, так что повышение цен на электроэнергию происходит в стране при понижении водности рек. Из этого следует, что инфляционные тенденции, наблюдавшиеся в 2000—2001 гг., не связаны с неблагоприятной ситуацией в экономике страны, а во многом объясняются сезонными колебаниями цен на электроэнергию в странах, где большая часть энергии вырабатывается на гидроэлектростанциях, к которым относится Норвегия.

Как видно из данных табл. 1, на рынке трудовых ресурсов до 1999 г. уровень безработицы неуклонно снижался. Рост занятости с 1994 по 1998 г. связан с реализацией государством Программы экономического развития Норвегии на 1994—1997 гг., которая способствовала росту деловой активности в стране. Однако ситуация изменилась и в период с 1999 по 2003 г. происходил рост уровня безработицы, достигший в 2003 году 4,6%. Ухудшение на рынке труда Норвегии обусловлено высокими темпами роста уровня заработной платы в стране. Так в период с 1998 по 2003 г. рост зарплаты в среднем составлял 5,3% ежегодно [55, Р. 23]. Это значительно выше аналогичного показателя за тот же временной период в странах — основных торговых партнерах Норвегии. Высокие темпы роста заработной платы вкупе с укреплением курса норвежской кроны относительно доллара США и евро, которое происходило в 2000-е гг., оказали негативное влияние на конкурентоспособность норвежских товаров на мировом рынке. Кроме этого, на рынке трудовых ресурсов Норвегии есть определенный дисбаланс. В «континентальных» промышленных отраслях происходит уменьшение спроса на рабочую силу в последние пять лет, в то время как в секторе услуг за тот же период времени ощущалась нехватка рабочей силы и рост предложений рабочих мест.

Структурные изменения, произошедшие в 1980—1990-е гг. в экономике Норвегии в связи с появлением и развитием нефтегазодобывающего комплекса, сделали народное хозяйство зависимым от мировых цен на нефть. Значение цены на углеводородное сырье для норвежской экономики наглядно иллюстрируется следующим фактом: изменение цены на нефть всего на 1 доллар США за год — это плюс или минус 7 — 8 млрд. крон в виде экспортных доходов, а именно в пределах этой суммы велись весьма жесткие дебаты по бюджету между правительственной коалицией центристских партий и оппозиционной им Норвежской рабочей партии как в 1998, так и 1999 г. С целью ослабления влияния на экономическое развитие страны мировых цен на углеводородное сырье в Норвегии в 1990 г. был создан Государственный нефтяной фонд, в котором аккумулируются нетто-доходы государства от нефтегазодобывающей отрасли, представляющие собой сумму уплаченных налогов нефтяных компаний и выплаченных дивидендов на акции государственных нефтегазодобывающих концернов. Официально этот Фонд призван служить финансовым буфером для правительства, предоставляя свободу действий в экономической политике в случае падения мировых цен на нефть. Кроме того, Государственный нефтяной фонд является инструментом решения будущих проблем с финансированием социальных программ, которые возникнут в связи со старением населения страны. На протяжении последнего десятилетия государство, несмотря на декларированную социальную направленность своей политики, не использовало средства Фонда для инвестирования в промышленность или социальные программы, так как это могло, во-первых, привести к «проеданию» накоплений в ущерб будущим поколениям, а во-вторых, вызвало бы резкий рост частного потребления и заработной платы, последствием чего мог стать перегрев экономики.

В целях демонополизации экономики и стимулирования экономического роста правительство Норвегии в 2000-е гг. начало проводить частичную приватизацию государственных предприятий. Одной из важных причин, подталкивавших норвежское государство к приватизации государственного сектора в экономике, являлось давление со стороны международных партнеров. Во всех документах МВФ, ВТО, ОЭСР, посвященных оценке состояния норвежской экономики, прямо указывалось на завышенную долю участия государства в народном хозяйстве страны. Кроме того, Норвегия по условиям подписанного ею договора о Европейской экономической зоне обязана инкорпорировать в свое национальное законодательство директивы ЕС, которые в большинстве своем направлены на усиление конкуренции и уменьшение роли государства в экономике. Еще одной важной причиной приватизации является необходимость сокращения доли финансовых рисков государства как основного инвестора. В ближайшем будущем затраты на производство и транспортировку продукции, освоение месторождений нефти и газа, эксплуатацию телекоммуникационных сетей будут увеличиваться, так что государство посредствам приватизации пытается переложить эти расходы на сами компании. Правительство стремиться подтолкнуть нынешние монополии (будущие приватизированные компании) вкладывать средства в научные разработки и инновационные технологии, затраты на которые на данный момент времени целиком финансируются из государственного бюджета. Тем более, что государственные вложения в научно-исследовательскую деятельность не дают ожидаемых результатов. Согласно исследованию, проведенному в конце 2000 г. группой международных экспертов по заказу Исследовательского совета Норвегии, ведущие научно-исследовательские учреждения страны получили неудовлетворительные оценки за результаты своей деятельности [38, Р. 50]. Результатом проведенной в 2000-е гг. приватизации стало уменьшение доли государства в акционерном капитале таких компаний, как телекоммуникационный концерн «Теленор», коммерческий банк «Норске Банк», нефтегазодобывающая корпорация «Статойл». Но необходимо отметить тот факт, что государство сохранило за собой контроль над компаниями, так как оно осталось самым крупным держателем акций.

<< Предыдущая страница   [1] [2] [3] [4][ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] ...  [64]   Следующая страница >>