Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Как известно, рыба мигрирует в международных водах из одной экономической зоны в другую. В связи с этим актуальна проблема организации международного сотрудничества, которое позволило бы обеспечить устойчивость добычи рыбы и других морепродуктов. Норвегия заключила соглашения в области рыболовства с Европейским Союзом, Россией, Фарерскими островами, Исландией и Гренландией. Ежегодно проводятся переговоры по квотам на предстоящий календарный год на добычу различных ресурсов, а также по проблемам регулирования рыболовства. В состав делегаций от Норвегии на таких переговорах включаются представители органов государственного управления, ученые-океанологи, представители рыболовной отрасли. Квоты устанавливаются на основе оценок и рекомендаций Международного совета по исследованию моря. Норвегия является также участницей ряда других международных административных органов, в частности, Комиссии по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике, Организации рыболовства в Северо-Западной Атлантике, Международной комиссии по китобойному промыслу и Североатлантической комиссии по морским млекопитающим.
Промышленность современной Норвегии представляет собой комплекс высокоразвитых отраслей, которые подразделяются норвежскими экономистами на 4 группы [42, Р. 21].
1. Нефтегазодобывающая отрасль, как отдельная и имеющая особое значение для экономики страны в целом, находится под особым вниманием государства и патронажем специально созданных структур, таких как Министерство нефти и энергетики, Нефтяной Директорат, Государственный нефтяной фонд;
2. Экспорто-ориентированные отрасли (металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая, горнодобывающая);
3. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок (текстильная, швейная, деревообрабатывающая, мебельная);
4. Защищенные отрасли (пищевая, пищевкусовая, полиграфическая), поскольку импорт, например, многих пищевых товаров в Норвегию сдерживается весьма высокими таможенными пошлинами.
Нефтегазодобывающая промышленность является одной из основных отраслей норвежской экономики. Многокилометровые слои осадочных отложений, которыми покрыт континентальный шельф в акватории трёх морей — Северного, Норвежского, Баренцева содержат значительные ресурсы углеводородов. По последним оценкам Норвегия располагает разведанными запасами нефти, превышающими 1,2 млрд. тонн, газа — 2,1 млрд. тонн нефтяного эквивалента [37, Р. 16]. Эксплуатация газовых месторождений, запасы которых доказаны, может осуществляться в течение примерно 115 лет, если исходить из сегодняшних объемов добычи газа. Наиболее значительными газовыми месторождениями являются Слейпнер, Экофиск и Тролл. Крупнейшими нефтяными месторождениями Норвегии являются Статфьорд, Гюльфакс, Осеберг и Экофиск.
Начальная фаза развития нефтегазодобывающей промышленности Норвегии (конец 1960-х — начало 1970-х гг.) связана с разведкой и доказательством необходимой для промышленного освоения величины запасов и обустройством первых вводимых в эксплуатацию месторождений. Естественно, что крупную роль в этом процессе играли американские, а также уже имеющие опыт морских работ компании других стран. С течением времени норвежский вариант выявил заметные отличия от сценариев развития отрасли в других странах. Основной отличительной чертой нефтегазодобывающей промышленности Норвегии является последовательный государственный контроль за развитием отрасли.
Начало промышленной добычи на норвежском континентальном шельфе в Северном море датируется 1971 годом, когда было добыто всего 0,3 млн. т нефти. Спустя 30 лет Норвегия по экспорту сырой нефти вышла на третье место в мире, а объемы производства в 2001 составляли 3,17 млн. баррелей в сутки, а в 2002 — 3 млн. баррелей в сутки [47, Р. 401]. Своему стремительному развитию норвежская нефтегазодобывающая отрасль обязана государственной политике, которая была направлена на активное привлечение мировых лидеров в сфере добычи углеводородного сырья с целью использования их финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов. Огромную роль для успешного освоения шельфовых месторождений Норвегии в сжатые сроки сыграло наличие в стране судостроения, занимавшего передовые позиции в мире и активно подключившегося к строительству морских объектов для добычи углеводородного сырья. В таблице 4 показаны объемы производства и потребления углеводородного сырья в Норвегии.
Таблица 4. Динамика нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Норвегии в 1970—2002 гг.
Годы | Добыча | Потребление | Мощность НПЗ, млн. т в год | ||||
Газа | Нефти | газа | Нефти | ||||
млрд. М куб. | млн. т.э.н. | млн. т | млрд. м куб. | МЛН. Т.Э. Н. | млн. Т | ||
1970 | — | — | — | — | — | 8,3 | 9,7 |
1971 | — | — | 0,3 | — | — | 8,2 | 8,1 |
1972 | — | — | 1,6 | — | — | 8,5 | 8,7 |
1973 | — | — | 1,6 | — | — | 8,6 | 8,4 |
1974 | — | — | 1,7 | — | — | 7,7 | 8,4 |
1975 | — | — | 9,2 | — | — | 8,0 | 12,9 |
1976 | — | — | 13,8 | — | — | 9,0 | 12,9 |
1977 | 3,1 | 2,8 | 13,6 | 0,4 | 0,3 | 8,9 | 13,2 |
1978 | 14,9 | 13,4 | 17,0 | 0,6 | 0,6 | 9,3 | 13,0 |
1979 | 21,6 | 19,4 | 18,8 | 0,7 | 0,7 | 9,6 | 13,0 |
1980 | 26,0 | 23,4 | 24,5 | 0,8 | 0,7 | 9,3 | 12,5 |
1981 | 26,2 | 23,5 | 23,5 | 1,0 | 0,9 | 8,7 | 12,0 |
1982 | 25,5 | 23,0 | 24,5 | 1,0 | 0,9 | 8,3 | 12,0 |
1983 | 25,8 | 23,2 | 30,5 | 1,2 | 1,1 | 8,3 | 12,0 |
1984 | 27,4 | 24,6 | 34,7 | 1,1 | 1,0 | 8,6 | 12,0 |
1985 | 25,3 | 22,8 | 38,3 | 1,2 | 1,1 | 9,0 | 12,0 |
1986 | 27,0 | 24,3 | 42,5 | 1,3 | 1,2 | 9,3 | 12,0 |
1987 | 29,7 | 26,7 | 49,5 | 1,4 | 1,3 | 9,7 | 12,0 |
1988 | 29,8 | 26,8 | 56,2 | 1,8 | 1,6 | 9,2 | 10,5 |
1989 | 30,8 | 27,7 | 74,5 | 2,0 | 1,8 | 9,0 | 13,0 |
1990 | 27,8 | 25,0 | 81,7 | 2,1 | 1,9 | 9,2 | 14,6 |
1991 | 27,3 | 24,6 | 93,3 | 2,4 | 2,2 | 8,7 | 14,4 |
1992 | 29,4 | 26,5 | 106,9 | 2,6 | 2,3 | 9,0 | 14,4 |
1993 | 28,9 | 26,0 | 114,1 | 2,7 | 2,4 | 9,5 | 14,4 |
1994 | 30,8 | 27,7 | 129,4 | 2,9 | 2,6 | 9,6 | 14,4 |
1995 | 31,2 | 28,0 | 138,5 | 2,9 | 2,7 | 9,6 | 14,9 |
1996 | 41,0 | 36,9 | 155,5 | 3,2 | 2,9 | 10,1 | 15,4 |
1997 | 46,7 | 42,0 | 156,9 | 3,7 | 3,3 | 10,3 | 15,4 |
1998 | 47,8 | 43,0 | 150,0 | 3,8 | 3,4 | 10,0 | 15,5 |
1999 | 51,0 | 45,9 | 149,4 | 3,6 | 3,2 | 10,1 | 16,1 |
2000 | 54,0 | 48,6 | 160,5 | 4,0 | 3,6 | 9,4 | 15,9 |
2001 | 57,5 | 51,7 | 162,1 | 4,5 | 4,0 | 9,7 | 15,2 |
2002 | 61,5 | 55,3 | 153,9 | 4,8 | 4,3 | 10,2 | 15,0 |
Источник: Official Energy Statistics from the U.S. Government. Washington: Energy Information Administration, 2003, p. 406 |
<< Предыдущая страница [1] ... [7] [8] [9] [10] [11][ 12 ] [13] [14] [15] [16] [17] [18] ... [64] Следующая страница >>