Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Норвежское правительство коалиции «Хейре», партии центра и христианской народной партии под руководством К. Виллоха, которое с 1983 г. находилось у власти, представляло выход из создавшегося положения в увеличении объемов добычи. После обвала цены на нефть в 1986 г. страна, до этого занимавшая независимую позицию на мировом рынке, оказалась под давлением обстоятельств и должна была пойти на сотрудничество со странами ОПЕК для стабилизации цен на нефть. Однако рост объемов добычи был направлен против стратегии удержания цен, которую в условиях обвала стали проводить страны ОПЕК, отвоевавшие часть рынков у независимых производителей. Правившая коалиция центристов и «Хейре» была категорически против любого сотрудничества с картелем, утверждая, что «как член западного сообщества не будет участвовать в переговорах с ОПЕК» [16, С. 792]. Отношение к переговорам с ОПЕК стало одной из причин отставки этого правительства.

Новый премьер-министр страны Г.Х. Брунтланд, возглавившая правительство, сформированное НРП, начала налаживать международные контакты по поводу согласования позиции Норвегии со странами ОПЕК. Необходимо отметить тот факт, что партнерские отношения Норвегии со странами ОПЕК в тот период времени были неформальными, ограниченными и носили характер эксперимента, что еще раз подтвердило невозможность достижения по этому поводу национального согласия. Норвежское содействие ценовой стабилизации «заключалось в стабилизации добычи, которая уменьшилась всего на 7% по отношению к тому уровню, которого можно было достичь без сокращения производства» [63, Р. 90]. Без сомнения, станы ОПЕК рассчитывали на более весомые действия норвежского правительства, но все же для состояния равновесия на мировом рынке это было лучше, чем ничего.

Наиболее показательным долгосрочным изменением в норвежском нефтегазовом секторе стало реформирование роли государственной компании «Статойл», которая трансформировалась от приоритетного государственного предприятия, находящегося под жестким административным контролем в компанию, работающую в условиях рынка и в большей степени подчиняющуюся рыночным законам, а не вышестоящим административным инстанциям. После реформирования «Статойл», проведенного под руководством нового директора X. Норвика, возглавившего компанию в 1985 г., деятельность компании прекратила реализацию концепции сильной государственной корпорации с политическими целями и приняла характер обычного коммерческого предприятия. Примерно с этого времени, по мнению норвежского эксперта Андерсена «значительно изменилась корпоративная культура «Статойл» — от так называемой «культуры Госплана» к культуре частной компании» [31 Р. 150].

В 1990 году парламент Норвегии утвердил создание Государственного нефтяного фонда. Этот фонд стал аккумулировать в себе доходы от продажи нефти и нефтепродуктов, приватизации нефтяных компаний и дивидендов от акций нефтяных корпораций, находящихся в собственности государства. Фонд был создан в целях поддержания экономического благосостояния страны в период падения поступления от экспорта нефти и газа. Средства фонда вкладываются в государственные ценные бумаги развитых зарубежных стран, таких как США, Германия, Швеция и др. и в акции наиболее перспективных промышленных и финансовых коммерческих структур, таких как «Майкрософт», «Мицуи», «Дрезднер банк» и др., что согласно концепции норвежского правительства должно обеспечить норвежскому обществу высокий уровень существования в будущем.

На пятом этапе реформирования норвежской нефтегазовой отрасли происходит смена приоритетов в экономической политике государства, что выражается в частичном разгосударствлении нефтяных компаний. Прежде всего была частично проведена приватизация государственной нефтяной компании «Статойл». Время для проведения разгосударствления было выбрано тактически очень грамотно. Во-первых, цена на нефть держалась в 2000 г. на очень высоком уровне, что принесло Норвегии беспрецедентные прибыли. Во-вторых, дополнительные доходы, позволяли не только соблюдать, но и укреплять принципы построения государственного благосостояния. В-третьих, по итогам 2000 г. «Статойл» добился беспрецедентных результатов производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Правительство использовало укрепление доверия к «Статойл», в том числе со стороны потенциальных инвесторов и стратегических партнеров. В-четвертых, именно за 1999—2000 годы «Статойл» удалось снизить свои административные, эксплуатационные и разведочно-поисковые расходы на 2 млрд. крон, что укрепило компанию [74, Р. 32]. Все это вкупе способствовало привлекательности компании как объекта приложения капиталов.

Процесс разгосударствления проходил медленно и встречал существенное сопротивление со стороны норвежского общества, так как перераспределение государственной собственности — вопрос болезненный для любой страны, включая, как выяснилось, и богатую Норвегию. Впервые был поднят вопрос о частичном разгосударствлении «Статойл» главой этой компании в 1999 г., но тогдашнее правительство, во главе которого был К.М. Бундевик, в своем программном заявлении совершенно четко сформулировало свое отношение к этим проблемам: «Статойл» должен оставаться компанией, полностью принадлежащей государству [73, Р. 54]. Тогда даже Норвежская Рабочая партия (НРП), находившаяся в оппозиции правительству и всегда исповедовавшая несколько иную экономическую философию, не отважилась высказаться в поддержку предложения главы «Статойл». Данная идея была еще в 2000 г. реанимирована уже правительством Е. Столтенберга, которому приходилось действовать на трех главных направлениях:

<< Предыдущая страница   [1] ... [33] [34] [35] [36] [37][ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] ...  [64]   Следующая страница >>