Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Второй этап охватывает период с 1972 по 1979 гг., когда освоение континентального шельфа Норвегии перешло в новую стадию, стадию промышленной добычи нефти. Этот этап в истории нефтяной промышленности Норвегии может быть охарактеризован как период постоянно растущего государственного влияния на нефтегазовый комплекс. Специфика второго этапа заключается еще и в том, что этот рост сопровождался изменениями на мировом рынке нефти, обеспечивающим развитие событий по следующему сценарию: чем выше были цены на нефть после кризисов 1973 и 1979 гг., тем сильнее становилось стремление государства обеспечить сосредоточение нефтяных доходов в своих руках.

В этот период времени была создана система управления нефтегазовым комплексом, включившая в себя министерство нефти и энергетики (до 1978 г. министерство промышленности), ответственное за формирование государственной политики в отношении нефтяной промышленности и принятие решений о предоставлении лицензий различным компаниям, нефтяной директорат, осуществляющий финансовый и технический контроль за выполнением условий лицензий, а также государственная компания «Статойл», представляющая интересы государства на континентальном шельфе и являвшаяся на этом этапе главным инструментом государственного предпринимательства.

О целях норвежского государства при определении нефтяной политики заявил сам архитектор новой системы управления Й. Эвенсен, который сформулировал знаменитые «десять заповедей» государственного управления нефтяной промышленностью:

1. Государственное управление и контроль над всеми видами деятельности на континентальном шельфе.

2. Нефтяные месторождения должны развиваться таким образом, чтобы обеспечить независимость от импорта нефти.

3. Развитие новых отраслей промышленности на основе нефти.

4. Развитие нефтяной отрасли должно осуществляться с учетом интересов других отраслей и при условии обеспечения защиты окружающей среды.

5. Сжигание природного газа признается необходимостью.

6. Нефть с континентального шельфа должна направляться в Норвегию, за исключением единичных случаев, когда социально-политические условия требуют других вариантов решения.

7. Государственное участие должно быть реализовано на всех уровнях: координация норвежских интересов в нефтяной промышленности и интеграция промышленности в национальную экономику.

8. Создание государственной нефтяной компании для защиты государственных интересов и для кооперации с норвежской промышленностью.

9. Деятельность по развитию отрасли севернее 62-ой параллели должна быть направлена на решение социальных, экономических и политических задач в этом регионе.

10. Открытие нефтяных месторождений ставит новые задачи в сфере внешней политики [39, Р. 57].

В соответствии с этими принципами Й. Эвенсеном и его коллегами была сформирована структура государственного управления нефтегазовым комплексом.

Создание эффективного административного механизма способствовало тому, что Норвегия оказалась одной из немногих стран, для которых мировой нефтяной кризис 1973 г. оказался выгодным. Положительным моментом для Норвегии оказалась фактическая готовность государственных органов к нефтяному кризису, что можно объяснить изначально твердо сформулированной позицией в отношении государственного регулирования национальной экономики в целом, и для нефтяного сектора в отдельности. Начиная с 1975 г. Норвегия полностью обеспечивала свои потребности в нефти, и активизировала экспорт своей нефти в Европу и США.

Для того чтобы обеспечить в благоприятных условиях роста мировых цен на нефть максимальную концентрацию доходов нефтяной отрасли в руках государства, норвежское правительство пошло на создание специальной системы налогообложения. В 1975 году был принят Закон о налогообложении нефтегазовой промышленности, в котором обычный подоходный налог с компаний, составлявший в то время 50,8% дополнялся 25% специальным налогом на прибыль нефтяных компаний.

Параллельно с развитием системы государственного регулирования интенсивно осуществлялось промышленное освоение новых месторождений. Основными районами добычи в 70-е гг. стали месторождения «Экофиск», «Фригг» и «Слейпнер», которые разрабатывались соответственно консорциумами компаний во главе с операторами — транснациональными корпорациями «Филлипс», «Эльф», «Эссо». Для решения проблемы реализации добытой нефти и природного газа началось строительство трубопроводов в Великобританию и Германию. Норвегия, однако, не обладала квалифицированным персоналом, способным реализовывать подобные глобальные проекты, поэтому лицензия на право строительства нефте- и газопроводов была передана компании «Филлипс», как оператору самого крупного на тот момент месторождения.

Третий этап реформирования норвежской нефтяной промышленности охватывает период с 1980 по 1985 гг., когда нефтяной кризис, ставший результатом исламской революции в Иране и последовавшей вскоре за этим ирано-иракской войной, оказал положительное влияние на рост норвежской нефтяной промышленности. В первой половине 80-х гг., наступило время активной реализации стратегии «норвегизации» отрасли, то есть приоритета норвежских компаний при геологоразведке и добыче нефти и природного газа. Норвежское правительство получало высокие доходы, в двух качествах, как сборщик налогов и как непосредственный участник освоения континентального шельфа страны. Нефтяные компании и их субподрядчики, поставщики товаров и услуг также получили значительную прибыль вследствие высоких устойчивых цен на нефть.

<< Предыдущая страница   [1] ... [31] [32] [33] [34] [35][ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] ...  [64]   Следующая страница >>