Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Норвегия входила в 80-е гг. XX века с большими надеждами в отношении национальной экономики вообще, и нефтегазового комплекса в частности. В 1979 г. прирост ВВП составил 5,1%, а доля добывающей промышленности находилась на уровне 14,8% всего уровня промышленного производства [7, С. 25—26]. Доля нефтегазового сектора в ВВП поднялась с 9,4% в 1979 г. до 19,1% в 1984 году, который стал пиком этого роста [31, Р. 144]. В 1984 г. экспорт нефти, газа и транспортных технологий составил 36,6% от всего объема норвежского экспорта [43, Р. 151].
Существовало два главных вопроса, связанных с нефтью вокруг которых в первой половине 80-х гг. велись споры в норвежском обществе. Первый вопрос заключался в попытке создания нефтяного фонда для защиты стабильности развития национальной экономики. Второй задачей, стоявшей перед правительством, было реформирование отношений между государственной нефтяной компанией и органами управления нефтяной промышленностью.
Предметом дискуссии являлись смешанные полномочия «Статойл», которые заключались в том, что компания выступала одновременно и в качестве административного инструмента и в качестве субъекта нефтяного рынка, то есть коммерческой компании. Норвежская правящая элита опасалась того, что компания в силу своего уникального положения начнет самостоятельно определять государственную политику в нефтегазовом секторе, то есть фактически подменит интересы государства и норвежского общества своими узко корпоративными интересами. Для того, чтобы избежать подобного варианта развития событий норвежское правительство пошло в 1984 г. на разделение всех государственных активов в нефтяной отрасли на две части, на государственную собственность, которой управляет министерство нефти и энергетики, и на собственность компании «Статойл». Собственность норвежского государства, находящаяся под управлением министерства нефти и энергетики преобразовалась в Финансовый фонд прямого участия государства в нефтяных операциях. Этот шаг дал возможность государству самостоятельно участвовать в нефтяных операциях через Финансовый фонд и привел к тому, что оно стало основным инвестором освоения континентального шельфа, что в тех условиях было очень выгодно. Представители министерства получили доступ во все консорциумы. Это увеличило поступления в бюджет и перевело "Статойл" из владельца ресурсов в управляющего.
Активизация государства и рост нефтяных операций требовали определенных мер по унификации национального законодательства. 22 марта 1985 г. на заседании Стортинга был принят Закон о нефтяной деятельности, пересмотренный в 1997 г. и действующий по настоящее время, который определил порядок проведения всех операций, связанных с нефтью. Лицензии на разведку и добычу нефти выдаются раундами, примерно раз в два года. Государство имеет право назначать оператора работ по каждому из месторождений, формировать консорциумы и распределять доли участников в них, что вместе гарантирует ограничение доли участников каждой из компаний, особенно иностранных. Таким образом, в 1985 г. завершилось окончательное формирование системы государственного регулирования нефтегазовой отрасли Норвегии.
Четвертый этап связан с самым длительным периодом развития нефтегазового комплекса, с 1985 по 2001 г., который может быть охарактеризован как период резких колебаний цен на нефть на мировом рынке. Этот этап начался падением цен на нефть в конце 1985 г. и с этого времени ценовые колебания на рынке стали обычным явлением.
Норвегия, как экспортер нефти, оказалась в тяжелой экономической ситуации в результате резкого сокращения доходов от нефти. Возможности остальных секторов экономики были ограничены и они не могли возместить потерь нефтяного сектора. «Ценовая война», начатая крупнейшим экспортером нефти, Саудовской Аравией, против независимых производителей и нарушающих систему квот стран ОПЕК отрицательно повлияла на экономическое положение Норвегии. Показатели экономического роста Норвегии сократились на 2% в 1986 г., а в последующие годы (1987—1992 гг.) Норвегия оказалась в состоянии значительного спада деловой активности, которого страна не испытывала в целом за послевоенный период.
В новых условиях государство поддержало нефтяную отрасль, взяв на себя значительную часть расходов по освоению новых месторождений, превратившись в основного инвестора и, таким образом, приняв финансовые риски освоения континентального шельфа. Норвегия испытала поистине драматическое падение доходов от экспорта нефти и природного газа в системе прямых государственных финансовых интересов и «Статойл» с 50 млрд. крон в 1985 г. до 10 млрд. крон в 1986 г. Временное сокращение деятельности предприятий, связанных с нефтегазовым комплексом, нанесло серьезный удар и по другим отраслям экономики Норвегии. О том, какие значительные убытки понесло норвежское государство и как сборщик налогов, и как инвестор, сделавший рискованное капиталовложение, свидетельствуют следующие цифры. Общие доходы нефтегазового комплекса сократились с 46,7 млрд. крон в 1985 г. до 35,5 млрд. крон в 1986 г.[31, Р. 144]
<< Предыдущая страница [1] ... [32] [33] [34] [35] [36][ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] ... [64] Следующая страница >>