Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
В отличие от современной Конституции Норвегии, Конституция Норвегии 17 мая 1814 г. не определялда отдельно компетенцию палат, определяя лишь общую компетенцию Стуртинга в целом (§ 75), и подробно предусматривая стадии законодательного процесса в парламенте (§ 76—79, 8184).
Стуртинг уполномочен: принимать и отменять законы, устанавливать налоги, подати, таможенные пошлины и другие государственные повинности; предоставлять займы за счет государственного кредита; осуществлять контроль над государственными финансами, ассигновывать средства, необходимые для государственных расходов; устанавливать, какие суммы ежегодно должны предоставляться Королю по его цивильному листу, и утверждать цивильный лист королевской семьи; требовать предоставления протоколов Государственного совета и всех официальных отчетов и документов; требовать сведения о союзах и договорах, которые Король от имени государства заключил с иностранными державами; привлекать к ответственности по государственным делам любых лиц, кроме Короля и членов королевской семьи; проверять предварительные списки окладов и пенсий и вносить в них изменения; назначать пять ревизоров для ежегодного рассмотрения государственного отчета и оглашать его; предоставлять гражданство иностранцам.
Таким образом, парламент Норвегии создавался как представительное буржуазное учреждение. Парламент предусматривался как однопалатный орган, однако он обладает определенными чертами двухпалатности. Подобное положение было обусловлено рецепцией положений Конституции 1798 г. Батавской республики (Нидерланды), которая предлагала структуру парламента. Норвежский парламент только похож на двухпалатный орган народного представительства, но таковым на самом деле не является. Члены парламента выбираются по одним и тем же округам, поскольку Лагтинг формируется самим Стуртингом на первом заседании парламента. Для обеих частей парламента установлен один руководящий орган — президиум парламента, наиболее важные вопросы обе части принимают на совместном заседании. Но одновременно с этим парламент Норвегии имеет элементы и двухпалатного органа. Поскольку, несмотря на то, что он формировался как единый орган, а Лагтинг выбирался из состава парламента на первой же сессии, к депутатам верхней части предъявлялись особые требования: зачастую более высокий возрастной и более высокий имущественный ценз по сравнению с депутатами Одельстинга, несмотря не то, что Конституция не содержала закрепления этих требований, предусматривая общие правовой статус депутата. Поэтому Лагтинг был наиболее консервативной частью Стуртинга, чем Одельстинг, и служил «фильтром» в отношении принятых Одельстингом предложения, т.е. выполнял ту же задачу, что и верхние палаты буржуазных парламентов.
Каждая из палат заседает отдельно и имеет своего Председателя и секретаря. Формально Лагтинг не может отвергнуть закон, он должен просить об этом Одельстинг, и в случае глубокого противоречия между частями ' Стуртинга предусматривались пленарные заседания. Пленарные заседания созывались только в том случае, если законопроект, дважды направленный Одельстингом в Лагтинг, дважды возвращался с отказом принять его. В этом случае Стуртинг на пленарном заседании выносит решение большинством в две трети голосов. Далее принятый законопроект отправлялся Королю для утверждения (§ 76, 77 Конституции Норвегии 17 мая 1814 г.). Заседания палат должны были быть открытыми, а прения в Суртинге публиковаться в печати.
Подводя итог сравнению положений обеих частей норвежского парламента, можно сделать вывод, что определение норвежской доктрины (модифицированная однопалатная структура или однопалатная система с некоторыми чертами двухпалатности) представляется наиболее приемлемым. «Лагтинг согласно действующей государственной практике не выступает в качестве самостоятельного политического властного фактора, поскольку политический центр власти находиться в самом Стуртинге»".
Объем прав норвежского парламента был значительно шире, чем объем прав парламентов буржуазных государств того времени. Конституция не ограничивала законодательных прав парламента и Стуртинг с самого начала признавался единственным законодательным органом страны. Эйдсвольская Конституция дала четкое определение закона как формального акта. Согласно § 76—81, это любой акт Стуртинга, который прошел предписанное обсуждение в обеих частях парламента, снабжен подписью Короля и опубликован для общего сведения. Конституция особо отмечает то, что законодательная власть принадлежит народу, который осуществляет ее посредством Стуртинга. Благодаря тому, что законодательный акт является своего рода проявлением компетенции законодательного органа, поэтому определение законодательного акта в скандинавской правовой доктрине в некоторой степени неотделимо от понятия законодательной власти. М.А. Исаев отмечает: «Законодательная власть (lovgivende magt), согласно все с теми же установками школы скандинавского правового реализма, всецело сводиться к кругу решений, принимаемых исключительно законодательным органом. В этом случае доктрина подразделяет компетенцию законодательного органа на общую и исключительную. Под общей компетенцией понимается та сфера, в которой парламент действует, будучи ограничен постановлениями Конституции, прежде всего касающимися полномочий других ветвей власти, и общими ограничениями установленными... § 112 норвежской... Конституции. Исключительной компетенцией, следовательно, будет та, в пределах которой законодательный орган реализует только одному ему принадлежащие полномочия. Считается, что данное негативное определение отделяет законодательную компетенцию от компетенции органов управления, прежде всего правительства, имеющего право издавать собственные нормативные акты».
Участники законодательной процедуры определены Конституцией исчерпывающим образом. Законопроект вносился в Одельстинг либо его собственными членами, либо правительством от имени Государственного совета. Если законопроект принимался Одельстингом, он направлялся в Лагтинг для одобрения. Лагтинг имел право вносить замечания в законопроект, и в этом случае закон должен был быть повторно принят Одельстингом. Также Лагтинг имел право отказаться от законопроекта, и если законопроект дважды направлялся в Лагтинг и дважды отклонялся им, то законопроект принимался только при условии совместного голосования Стуртинга с одобрение в 2/3 голосов.
<< Предыдущая страница [1] ... [21] [22] [23] [24] [25][ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] ... [42] Следующая страница >>