Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

смотреть тут


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Апрельский проект Конституции представлял собой единый текст. Он не был разбит на главы, параграфы следовали один за другим по принципу ассоциативности и важности. Предложенный проект содержал 115 параграфов.

4 мая начались прения по основному тексту Конституции. Тогда же был избран и редакционный комитет (Redasjonskomiteen) в составе 3 человек — один юридический советник, один профессор юриспруденции и один писатель. Это было прогрессивным решением депутатов Учредительного собрания, существенно ускорившее его работу. Учредительное собрание, избрав редакционный комитет, тем самым отказывалось от прений по формулировкам и редактуре статей проекта Конституции. Этим должен был заняться избранный редакционный комитет, которому поручалось стилистически обработать окончательный вариант проекта.

Прения закончились необыкновенно быстро, 4 мая Учредительное собрание приступило к обсуждению, а 11 мая приступил к работе и редакционный комитет, что означало окончание прений по существу в самом Учредительном Собрании. Редакционная правка заняла еще несколько дней, и 16 мая проект Конституции был окончательно утвержден Учредительным собранием, 17 мая проект Конституции, состоявший из 115 параграфов, был подписан принцем регентом Кристианом Фредериком и всеми депутатами Учредительного собрания. В тот же день принц-регент Кристиан Фредерик был единогласно избран норвежским Королем.

Таким образом, сравнив апрельский и майский проекты Конституции, можно сделать вывод о том, что в ходе дебатов депутатов Учредительного собрания апрельский проект претерпел лишь незначительные изменения. Проект Конституции был разбит на 5 разделов, были несколько сокращенны прерогативы Короля и норвежской аристократии. Таким образом, разработанный редакционным комитетом апрельский проект послужил основой Конституции Норвегии 17 мая.

§ 2.2. Обсуждение проекта Конституции в Учредительном собрании в апреле-мае 1814 г.

Содержание Конституции во многом зависит от расстановки политических сил в обществе, от социальных тенденций исторической эпохи. Как уже отмечалось автором, собрание разделилось на две неравные группировки («партии») — Самостоятельную партию и Союзную («уонистскую») партию. Самостоятельная партия поддерживала политику принца-регента Кристиана Фредерика, и требовала полной самостоятельности Норвегии, как считают одни исследователи, или на последующего в будущем воссоединения с Данией, основанного на общем наследнике династии, как считают другие. Союзная («уонистская») партия поддерживала союз со Швецией, потому что лидеры партии считали, что Норвегия недостаточно сильна для того, что бы быть самостоятельной. В частности лидеры Союзной партии считали, что Норвегии требуется помощь в поставках зерна из богатых Швеции и Великобритании, и поэтому Норвегия экономически не сможет выжить как самостоятельное государство. Однако Союзная партия, как и Самостоятельная партия, требовала принятия отдельной Конституции Норвегии, в которой были бы закреплены основные условия союза со Швецией, и в соответствии с которой Норвегия была бы самостоятельным государством в рамках унии.

Большинство депутатов Учредительного собрания поддержали предложения Самостоятельной партии, она вынуждена была пойти на некоторые уступки, и в первую очередь определении формы правления, так как далеко не все норвежцы поддерживали идею закрепления в Конституции монархической формы правления. Приверженцы республиканизма были представлены в Эйдсвольском национальном собрании немногочисленным меньшинством, поэтому возможность установления республиканской формы правления даже не обсуждалась. Однако будущая монархическая форма правления также вызывала ожесточенные споры. Редакционным комитетом предлагалось две формулировки закреплявшие монархическую форму правления в Конституции: «Норвегия является органической и наследственной монархией» и «Норвегия является свободным, неделимым и независимым королевством, правитель которого носит титул Короля». На последнем варианте настаивали те депутаты, которые опасались, что содержание королевского двора будет непосильным для норвежского бюджета, так же различие в формулировках связано с личностью будущего монарха, принца Кристиана Фредерика.

Несмотря на всю спорность роли принца-регента Кристиана Фредерика в процессе создания проекта Конституции, его мнение, несомненно, оказало огромное воздействие на жаркие дебаты по поводу формы правления. В проект Конституции была внесена компромиссная формулировка, примирившая всех противников: «Королевство Норвегия является свободным, независимым и неделимым. Форма правления ограниченная и наследственная монархия». К тому же в Конституцию оппозицией был внесен ряд ограничений.

Во-первых, согласно § 13 «Король обязан проживать в государстве и не может без согласия Стуртинга более шести месяцев подряд находиться за пределами государства; в противном случае он теряет для собственной персоны право на Корону».

Во-вторых, § 42 устанавливал «Если королевская династия иссякнет, а престолонаследник не будет назначен, новые Королевы или Король избираются Стуртингом».

В-третьих, ограничивалась и возможность Короля приобретать права сразу на два престола, объединять государства своей личной властью. «Король не может принять никакую другую корону или другое правление без согласия Стуртинга, для чего требуется большинство в две трети голосов» (§ 14).

Таким образом, оппозиция старалась предотвратить возможные в будущем объединения государства в унии при условии подчиненного положения Норвегии (как это было с период с 1536 по 1814 гг. в унии с Данией), сохраняя для Норвегии статус независимого государства. Если же Король пожелает перенести свою резиденцию в другое государства (в первую очередь в Данию, так как избранный Король Кристиан Фредерик был датским принцем), Король терял право на Корону, которая переходила по наследству в порядке, определенном Конституцией (§ 4—12).

Исполнительная власть по Конституции вручалась Королю. Король имел право лично выбирать Государственный совет из норвежских граждан не моложе 30-летнего возраста. Устанавливалась минимальная численность Государственного совета — Премьер-министр и не менее чем 5 других членов (§ 28).

<< Предыдущая страница   [1] ... [17] [18] [19] [20] [21][ 22 ] [23] [24] [25] [26] [27] [28] ...  [42]   Следующая страница >>