Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
b) владеют землей или использую землю на законном основании в течении долгого времени, не менее 5 лет;
c) являются купцами или владельцами предприятий, а так же те, кто имеет в государственном банке не менее 300 крон.
Подобные условия допуска к избирательным урнам были продиктованы господствующим в ту эпоху принципом так называемой цензовой демократии, предоставляющей право голоса лишь тем гражданам, которые в состоянии оплачивать определенную ставку налога, т.е. содержать государственный аппарат.
Конституция определяла условия ограничения избирательного права в случае, если лицо:
a) находится под судом за предусмотренные законом уголовные деяния в соответствии с предписаниями закона;
b) признано недееспособным;
c) не расплатилось с кредиторами.
Избирательного права лишались:
a) осужденные за преступления, рабы или лица, на которых наложены штрафы;
b) виновные в совершении преступлений против правительства;
c) имеющие гражданство в других странах;
d) виновные в покупке голосов, в подкупе и подтасовке результатов выборов.
Избирательное право ограничивалось для некоторых категорий лиц. Права голоса не имеют:
a) те, кто только приобрел состояние, и бедняки;
b) прислуга и те, кто живет поденной работой;
c) рабочие мастерских и различных частных ручных предприятий (швейные салоны, мастерские по изготовлению предметов быта и т.п.);
d) фабричные рабочие и хюс-маны (лица, берущие в аренду землю у землевладельца, не имеющие своей земли, если они используют землю менее 5 лет).
e) матросы и солдаты, не имеющие собственности.
Таким образом, согласно Конституции 47 % взрослого мужского населения страны получили право голоса, что, несомненно, делало новую Конституцию прогрессивной и демократической.
Вопросы осуществления судебной власти урегулированы в Конституции разделом D. «Судебная власть» (От den dommende Magt). Конституция Норвегии использует легальный термин «den dommende magt» — «судебная власть», предусматривая создание специального органа — Государственного суда. Но Конституция регулирует лишь общие моменты организации судебной власти. М.А. Исаев в своей работе «Механизм государственной власти в странах Скандинавии» отмечает, что «понятие «суд» и понятие «судебная система» В Скандинавии суть понятия соподчиненные: последнее обладает более широким объемом. Функциональное предназначение суда раскрывается в понятии судебная власть, а субстанциональное выражение судебной власти — в организационном единстве судебных органов и сторон в процессе, которые вовсе могут не входить в состав суда». В Конституции предусматривается создание двух высших судебных инстанций — Государственного суда и Верховного суда.
Государственный суд судит в первой и последней инстанции по делам, возбужденным Одельстингом против членов Государственного совета, Верховного суда или Стуртинга за уголовные деяния, в которых они признаются виновными в этом качестве. Верховный суд судит в последней инстанции все остальные дела (§ 86—89). Также Верховный суд в мирное время является военным судом последней инстанции («В мирное время Верховный суд вправе рассматривать дела высших офицеров, которые начаты Королем, это является последней инстанцией во всех военных делах, при защите Чести и Достоинства, если это мирное время длится более 3 месяцев» § 89). Однако право вносить дело в Верховный суд может быть ограничено законом.
Таким образом, устоявшееся правило подразделения судебных инстанций на суды общей и специальной компетенции, различающиеся по своему объему юрисдикции, в Конституции отражено лишь схематично. Конституция, по сути, лишь устанавливает основу всей судебной системы. Это связано, видимо с тем, что Судебная система Норвегии «в наименьшей степени оказалась подвержена революционным влияниям XIX в. Если представительная власть в той или иной мере эволюционировала к общепринятым (либеральным по духу) стандартам, то судебная власть в этом регионе Европы (странах Скандинавии)до сих пор не избавилась от специфических форм полуфеодального правосудия».
Конституция определяет, что все вопросы судоустройства будут урегулированы специальным законом, предусматривая также особые прерогативы Короля в сфере осуществления судебной власти. «Король в Государственном совете имеет право помиловать преступника после вынесения приговора. Осужденный имеет право выбора: он может обратиться к милости Короля, либо подчиниться наказанию, к которому приговорен» (§ 20). Однако существует ряд ограничений данной прерогативы Короля парламентом. По делам, которые по требованию Одельстинги переданы на рассмотрение Государственного суда, не может даваться никакого помилования, кроме освобождения от смертной казни (§ 20), Приговоры Верховного суда ни в коем случае не могут быть обжалованы (§ 91).
Государственный суд формируется из членов Лагтинга и Верховного суда на каждый конкретный случай. Обвиняемый или лицо, поддерживающее обвинение от имени Одельстинга, имеют право отвода стольких членов Лагтинга и Верховного суда, чтобы в качестве судей Государственного суда остались 1/3 членов Лагтинга, а общее число судей не должно быть меньше 15 персон.
Верховный суд — орган назначаемый, право его формирования закреплено за Королем и Государственным советом. Однако Государственный совет лишь представляет кандидатуры на должность судей Верховного суда, а также члены Государственного совета высказывают свое мнение по данному вопросу. Конституция прямо определяет: «Король назначает и увольняет, по заслушиванию мнения своего государственного совета, всех гражданских, духовных и военных служащих государства» (§ 21). Количество судей Верховного суда в Конституции не определено, указан лишь минимальный возраст судей — не моложе 30 лет (§ 88—91).
Отдельные нормы Конституции посвященные правовому статусу граждан, правам и свободам человека и гражданина, содержаться в разделе «Е: Общие постановления» (Almindelige Bestemmelser). Депутаты Учредительного собрания опирались на опыт конституционализма зарубежных стран, и, в первую очередь, Великобритании: например, определение парламентаризма как демократического института, а также положения, определяющие правовой статус человека и гражданина, зафиксированные важнейших конституционных актах Великобритании. Определение основных положений данного раздела почти не вызвали споров в Учредительном собрании. Все депутаты соглашались с требованиями наиболее либерально настроенной части оппозиции необходимости создания гарантий неприкосновенности граждан, а также определения пределов вмешательства государства в частную жизнь граждан. Именно в этом разделе содержатся положения предусматривающие: «Никто не может быть осужден иначе как по закону и наказан иначе, как по суда. Допрос с применением пытки никогда не может иметь места» (§ 96), «никакой закон не имеет обратной силы» (§ 97), «никто не может заключатся в тюрьму иначе как в случаях, установленном законом, и в предписанном законом порядке» (§ 99). Предусматривалась свобода слова, торговли, право частную собственность (§ 100). По требованию консервативно настроенной монархической группы депутатов Учредительного собрания в данную главу были внесены положения, предусматривающие сохранение сословных привилегий: «право наследование и выкупа родовых имений не отменяется» (§ 107). Однако депутаты ограничили право приобретения подобных привилегий в дальнейшем: «впредь не будут устанавливаться графства, баронства, майораты и заповедные имущества» (§ 108).
<< Предыдущая страница [1] ... [23] [24] [25] [26] [27][ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] ... [42] Следующая страница >>