Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Часть главы F Конституции, посвященной вопросам регулирования гражданских прав и обязанностей, предусматривает дополнительные требования к судьям и иным должностным лицам государства. На государственные должности могут назначаться лишь норвежские граждане мужского пола евангелистко-лютеранского вероисповедания, признающие Конституцию и присягнувшие на верность Королю (при назначении на должность, такое лицо обязано было принести присягу и торжественно обещать повиноваться Конституции и Королю), соблюдающие законы страны, говорящие на языке страны, родившиеся в государстве от родителей, которые являются подданными государства, либо родившиеся за границей от родителей норвежцев, при этом не являющимися гражданами другого государства, либо лица, получившие от Стуртинга норвежское гражданство. Разрешалось назначение на государственные должности лиц, не являющихся гражданами страны, но имеющих статус постоянного проживания в стране более 10 лет и признающих норвежскую независимость (§ 93).
Конституция отдельно выделяла ряд государственных должностей для назначений, на которые не требовалось соответствия вышеперечисленным условиям — это преподаватели университетов, преподаватели школ, врачей и консулов за границей.
Введение в Конституцию подобных жестких ограничений в сфере государственного управления объясняется стремлением норвежцев нивелировать датское влияние на всех уровнях механизма государственной власти, а также ограничить возможность формирования продатского корпуса государственных служащих избранным по Конституции Королем Норвегии Кристианом Фредериком. Но, вместе с тем, члены Учредительного собрания понимали невозможность установления условий, ограничивавших право занятия отдельных государственных должностей. Норвегия просто не имела такого количества образованных лиц норвежского происхождения, чтобы составить полностью дипломатический корпус, или создать свой собственный университет. Именно этим вызвано внесение в Конституцию специальных оговорок, касающихся отдельных государственных должностей. Однако само перечисление подобных исключений в высшем юридическом документе страны дает представление о том, какое значение придавали норвежцы созданию собственного, независимого от Дании и Швеции, университета и системы образования.
Последним спорным моментом Конституции явился вопрос внесения изменений Конституции. По этому вопросу выдвигалось несколько проектов, в частности, можно снова назвать предложение Н. Вергеланда, которое предусматривало изменение Конституции через каждые 99 лет. Однако, учитывая конституционный опыт Франции, предложение Н. Вергеланда было отклонено. Конституция Франции 1791 г. предполагала очень жесткий порядок собственного изменения, фактически в течение 10 лет после своего принятия она не подлежала изменениям, что спровоцировало конфликт Короля с Национальным собранием, в результате которого Короля гильотинировали, а Франция была объявлена республикой. Предлагались и другие модели изменения Конституции. Наиболее приемлемым оказалось предложение о необходимости рассмотрения конституционных изменений рядом следующих друг за другом легислатур парламента, закрепленное в Конституции 1791 г. (раздел 7 отдел III). Именно это предложение и получило одобрение большинства представителей (§ 112 Конституции Норвегии 1814 г.) Особым, можно сказать сугубо норвежским изобретением, явилось предложение полковника Хегермана, высказавшегося на одном из заседаний о неизменности Духа и Принципов Конституции в случае внесения в нее поправок.
Работа по созданию первой Конституции Норвегии, юридически оформившей создание нового суверенного государства Норвегия, была завершена в рекордно короткие сроки. 17 мая 1814 года ее подписали все народные представители. «Мы, независимые представители Народного собрания Королевства Норвегии утверждаем данную Конституцию, которая разработана Учредительным собранием для создания Конституции Королевства Норвегия, подкоторой подписываемся все вместе и каждый в отдельности. Это подтверждается приложениями нашей руки и подписью».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
1. В XVI—XVII вв. на севере Европы существовало два относительно крупных государства — Швеция и Дания. Идея создания общего скандинавского государства неоднократно выдвигалась и датскими аристократами, но это государство, по мнению датчан, должно было явиться повторением Кальмарской унии, с чем не могли согласиться шведы. В ходе наполеоновских войн, несмотря на желание сохранить нейтралитет Дания вынуждена была приять предложенный Наполеоном союз и осенью 1807 г. объявить войну Англии, а затем в 1808 г. — Швеции. Таким образом, Швеция вновь противостояла Дании, поскольку попытка России вовлечь Данию и Швецию в антинаполеоновскую коалицию не увенчалась успехом. Данная внешнеполитическая ситуация негативно отразилась на экономике Норвегии, вследствие этого в Норвегии усиливаются национально-сепаратистские настроения у некоторых представителей норвежской элиты. Именно в эти годы была сформулирована протонациональная программа норвежцев — минимум экономической автономии, создание собственных Национального Банка и Университета.
В результате мирных переговоров между Швецией и Данией, в г. Киле в ночь с 14 на 15 января 1814 г. был заключен договор, по которому Норвегия была передана Королю Швеции, но этот договор не был утвержден норвежским представительством (что предусматривалось законодательством Дании-Норвегии 1658—1687 гг.). Это давало возможность Норвегии начать борьбу за независимость.
2. Борьбу за независимость Норвегии возглавил принц регент Криститан Фредерик, который был назначен таковым Королем Дании Фредериком IV весной 1813. В феврале в г. Тронхейме принц-регент собрал народное представительство, которое приняло решение провести по всей Норвегии референдум по статьям Кильского договора. Основаниями для проведение референдума явились: норвежские традиции демократии (проведения собраний свободных людей — тингов), а также древние законы норвежского Королевства 1665 г., согласно которым Королям Дании-Норвегии запрещалось уступать территории. 19 февраля 1814 г. оппозиция во главе с принцем-регентом Криститаном Фредериком провозглашает независимость Норвегии и призывает норвежцев к войне за независимость. На референдуме норвежцы большинством голосов признали недействительность Кильского договора и одобрили идею созыва Учредительного собрания, которое было созвано в марте-апреле 1814 г.
<< Предыдущая страница [1] ... [24] [25] [26] [27] [28][ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34] [35] ... [42] Следующая страница >>