Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Другая важная поправка была более тесно связана со свободой действий Короля во внешнеполитических делах: внешняя политика неизменно была прерогативой монарха. Конституция 17 мая предоставляла Королю право объявлять войну и заключать мир, заключать и денонсировать соглашения, посылать и принимать дипломатических посланников — другими словами, вести дипломатические дела без консультации с Государственным советом.
Конституция 17 мая закрепляла право Короля самостоятельно формировать Государственный совет из числа норвежских граждан, определяя минимальный состав Госсовета — 5 человек. По требованию шведских представителей в новую Конституцию были внесены изменения, касающиеся Государственного совета. В соответствии с внесенными изменениями, увеличивалось количество членов Госсовета с 5 до 7 человек, так как предусматривалось, что в состав Госсовета должны быть включены представители шведской Короны. Председательствовал на заседаниях Госсовета Премьер-министр, назначаемый Королем.
Особое значение в этом контексте приобретало само положение Госсовета Норвегии, который помимо исполнения функций личного совета при Короле, что было предписано Госсовету по Конституции 17 мая, получал статус кабинета. Госсовет был разделен на части, и состоял из собственно Государственного совета Норвегии (кабинета) работающего в Кристиании под председательством Вице Короля или Управителя, а также из Стокгольмского отделения Госсовета, поскольку местом пребывания Короля обеих Королевств был Стокгольм. Стокгольмское отделение Госсовета составляли: первый Государственный министр Норвегии и еще два министра, которые входили в состав Объединенного совета министров Королевств, где рассматривались вопросы, представляющие общий интерес для обеих стран (§ 27—31). Все решения, принятые норвежской частью Государственного совета, должны были подтверждаться в Швеции, ни одно решение не считалось подтвержденным, если его не подтвердили совместно норвежский Премьер-министр, норвежский Госсовет и шведский парламент.
Вице Король или Управитель при необходимости имел право распустить Государственный совет и назначить новый, но не имел права сформировать Государственный совет из членов Стуртинга.
Законодательная власть осуществлялась народом Норвегии через своих представителей, избираемых в парламент Норвегии — Сутртинг. Стуртинг состоял из двух плат: Одельстинг и Лагтинг (§ 49 Конституции 17 мая; § 49 Ноябрьской Конституции).
В общем, и целом полномочия Стуртинга и условия избрания депутатов оставались без изменений, были исправлены лишь некоторые формулировки, не имеющие принципиального значения. Единственным значимым дополнением было определение специальной функции Стуртинга назначать лицо, не являющееся членом Стуртинга, которое в порядке, установленном законом, будет наблюдать за государственным управлением и всеми должностными лицами на службе у государства, чтобы не допускать со стороны должностных лиц беззакония в отношении простых граждан Норвегии (§ 75 п. L). По сути, данное положение Конституции предусматривало создание в Норвегии института парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмана), который к тому времени уже существовал в Швеции.
Другие поправки, внесенные в Конституцию 17 мая, частично имели символическое значение, предусматривая среди прочего, что Норвегия будет иметь свою столицу Кристианию, четко определенные границы, свой национальный банк, свою валюту, свой военно-морской флот, а также собственный национальный флаг, и собственный флаг для торгового флота. Все изменения в Конституцию, как вносимые в настоящий момент, так и те, которые будут вноситься впредь, должны быть внесены на норвежском языке.
4 ноября 1814 г была принята окончательная редакция Конституции, и одновременно шведский крон принц Карл Юхан был избран Королем Норвегии Карлом II.
В 1815 г. был разработан специальный документ, скреплявший унию двух государств — «Риксакт», утвержденный шведским Риксдагом и норвежским Стуртингом. Таким образом, было создано конфедеративное государство, получившее название «Соединенные королевства Швеция и Норвегия». Каждая составная часть унии имела все элементы суверенитета:
— основной закон (Швеция — Конституцию 1809 г., Норвегия — ноябрьскую Конституцию 1814 г.);
— самостоятельно и в соответствии со своей Конституцией избиравшийся парламент (в Швеции — Риксдаг, в Норвегии — Стуртинг).
— свое правительство. (Иногда для решения общих для обоих королевств вопросов в Стокгольме созывался специальный Совет министров из членов правительств каждой из составных частей);
— свою столицу (Швеция — Стокгольм, Норвегия — Кристианию);
— собственные государственные символы (флаг, герб, гимн);
— имела свою финансовую систему;
— свою армию и военно-морской флот;
— свою полицию и почтовую систему;
Объединяли Швецию и Норвегию, и личность монарха — с 1814 г. Карл XIII из династии Гольштейн-Готторпов, а после его кончины в 1818 г. Карла XIV Юхана из династии Бернадотов.
Общими по Конституции у Швеции и Норвегии были Король и внешняя политика. Представительства королевств за рубежом считались представительствами Швеции-Норвегии, Норвегия не имела своего министра иностранных дел. Официально новое государство именовалось «Соединенные королевства Швеция и Норвегия».
Проанализировав политическую ситуацию, сложившуюся в Швеции-Норвегии летом и осенью 1814 года можно сделать вывод о том, что Швеция, наконец, получила то, чего так долго добивалась. Используя поддержку союзников по антинаполеоновской коалиции, Швеция вынудила Норвегию сначала заключить своеобразный договор о намерениях, Мосские соглашения, а потом внести в Эйдвольскую Конституции существенные изменения, определяющие объединение Норвегии со Швецией. «Казалось шведский крон принц Карл Юхан воплотил мечту многих поколений шведов объединив Швецию и Норвегию». Это утверждение не совсем верно.
Безусловно, Швеция формально объединилась с Норвегией в рамках личной унии, что получило свое закрепление в Конституции Норвегии. Однако многое из задуманного Карлом Юханом не нашло своего воплощения в Конституции Норвегии. Неслучайно начальник шведского Генерального штаба генерал Карл Юхан Адлеркрёйц написал Юхану Кристоферу Толлю: «Это великое дело объединения королевств завершено не полностью, как следовало бы; но когда мы узнаем все обстоятельства этого, нам следует искренне поблагодарить Бога за то, что произошло, и ожидать остальное в будущем».
<< Предыдущая страница [1] ... [30] [31] [32] [33] [34][ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] Следующая страница >>