Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Сам Принц-регент Кристиан Фредерик не участвует в Учредительном собрании, хотя он также находится в г. Эйдсволле. Принц-регент имеет множество сторонников и друзей среди собравшихся («самостоятельная партия»), они вносят его предложения в проект Конституции. Признание большей политической инициативности за принцем в норвежских событиях весной 1814 г. имеет серьезные последствия.

Во-первых, «народ» отодвигается на второй план — хотя это вопрос спорный, ведь одна из научных школ стремится убедить нас, что именно «народ» был реальной движущей силой процесса завоевания независимости.

Во-вторых, следует внимательнее взглянуть на тех, кто осмелился выступить против принца, несмотря на то, что они стали объектом клеветнической пропагандистской кампании. Вынуждая людей принимать присягу в ходе февральско-мартовских выборов, регент пытался привлечь все население к своему курсу — на независимость.

Тем не менее, в Эйдсволле сформировалась группа, скептически относившаяся к его политике. Их немедленно заклеймили как «партию унионистов» и даже «злонамеренных». Разногласия, среди прочего, возникли вокруг мандата Учредительного собрания. Принц-регент навязывал Учредительному собранию точку зрения, согласно которой его задача — дать Норвегии Конституцию, и не более того. Однако члены оппозиции считали, что собрание представляет суверенный народ Норвегии, а потому может принять к рассмотрению любой политический вопрос. Их не устраивала монополия на власть, которую фактически получал Кристиан Фредерик до созыва первой сессии Парламента. Оппозиция опасалась повторения негативного опыта взаимоотношений короны и парламента европейских конституционных монархий, когда периоды безпарламентского правления составляли несколько лет.

Оппозиция также требовала увеличения прав парламента в вопросах внешней политики, которую регент стремился полностью держать в своих руках. Оппозиционеры придерживались мнения, что курс на независимость, вопреки желанию Великобритании приведет к дальнейшей блокаде датских проливов английскими кораблями и затягиванию очень тяжелой экономической ситуации 1807—1814 гг. Они также считали, что унию с Швецией можно совместить с независимым статусом Норвегии и демократической Конституцией государства.

Однако оппозиция не сумела настоять на своих предложениях, так как принц-регент использовал, патриотический подъем и антишведские настроения, сохранившиеся с военных времен, для разгрома оппозиционного меньшинства. Большинство депутатов Учредительного собрания выбрало независимость и Кристиана Фредерика в качестве Короля, не думая о том, что произойдет, если этот норвежский Король унаследует еще и датский трон.

Последующие события лета-осени 1814 г. подтвердили обоснованность опасений оппозиции. Наиболее видными представителями оппозиции являлись: Кристиан Магнус Фальсен, Георг Сведрупп, граф Герман Ведел Ярлсберг — они составляли ядро наиболее прогрессивных и образованных представителей в Учредительном собрании. Но именно это свидетельствует о том, что в Учредительном собрании участвовали не только представители датской бюрократии поддерживающих принца-регента. Следует согласиться с точкой зрения М.А. Исаева, отмечавшего, что «принадлежность большинства Собрания к лицам с высшим образованием (надо отметить, что норвежцы и датчане называют таких лиц akademikere) обусловила еще и то, какие идеи и принципы были положены в основу Конституции. Несмотря на разгром Наполеона (1814 г.) и начало торжества реакции на европейском континенте (Священный Союз), датско-норвежская бюрократия не осталась в стороне от модных веяний той эпохи. В основном это были идеи Великой Французской революции и принципы конституционализма, выработанные в Великобритании и США. Идеи разделения властей, народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина и многое другое получили свое отражение в тексте Эйдсвольской Конституции».

Проект Конституции создавал Конституционный комитет (Konstitusjonkomiteen), в который входило 15 человек (в основном представители чиновничества и буржуазии, ни одного крестьянина в этом комитете не было). Помимо Конституционного комитета были образованы специальные тематические комитеты, обсуждавшие отдельные части будущей Конституции: форму правления, избирательное право, законодательную, исполнительную и судебную власти, и т.п.

Конституционный комитет предложил зафиксировать в Конституции 11 основных положений:

1. Норвегия должна иметь независимую, но ограниченную определенным правом и наследственную монархию.

2. В Палате представителей должно быть осуществлено представительство народа.

3. Налоговая система страны должна утверждаться Парламентом.

4. Вопрос объявления войны и мира должен решаться только Парламентом.

5. Правительство должно иметь право на помилование.

6. Судебная власть должна быть основана только на законе, быть независимой и постоянной.

7. Свобода слова.

8. Евангелистско-лютеранская религия имеет статус государственной, однако, все религиозные правила свободны от влияния государства (т.е. она независима от государства). Это же правило касается иудейской религии. Хотя иудаизм не считается государственной религией, однако он признается и поддерживается государством, и свободен от вмешательства государства в дела церкви.

9. Предусмотреть новые ограничения в сфере обслуживания (промышленности обеспечивающей обслуживание населения) Сфера обслуживания делится на конкретные отрасли: тяжелую промышленность, земледелие, лесное дело, морское дело (все, что связанно с работой в море) и сферу обслуживания населения (то есть всяческие магазины, больницы, учреждения, школы и так далее). Сфера обслуживания и отрасли промышленности независимы, и не должны изменяться.

10. Персональные и смешанные наследственные права не могут быть изменены в будущем.

11. Государственное гражданское дворянство, в настоящее время является наследственными, зависит от гражданства, рождения, и имущественного ценза (наследства).

Конституционный комитет утвердил 10 основных правил 16 апреля 1814 г., исключив пункт 11. Эти 10 правил стали основой Конституции, 30 апреля 1814 г. их подписали все члены Конституционного комитета.

<< Предыдущая страница   [1] ... [16] [17] [18] [19] [20][ 21 ] [22] [23] [24] [25] [26] [27] ...  [42]   Следующая страница >>