Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


А.О. Подоплёкин. «Советско-норвежские отношения и трансформация внешней политики Норвегии в 1939—1955 гг.»

Пока не появится возможность создать эффективную всемирную Лигу Наций, Норвегия вынуждена будет добиваться безопасности посредством региональных соглашений. Поэтому Норвегия стремится к достижению имеющих обязательную силу военных соглашений по вопросам обороны Северной Атлантики, и ей бы очень хотелось видеть участником этих соглашений Швецию. Норвежское правительство с удовлетворением отнеслось бы и к присоединению Дании, Нидерландов, Бельгии и Франции к этой системе. Норвежское правительство желало бы, чтобы это военное сотрудничество получило максимально возможное развитие уже в ходе самой войны. Норвежское нравител1>ство хотело бы уже сейчас начать переговоры о будущем военном сотрудничестве. Оно должно, конечно, сделать оговорку, что любые достигнутые результаты должны получить одобрение соответствующих конституционных органов Норвегии после войны. В ходе войны следует также предпринять усилия по созданию основы экономического сотрудничества между западными демократиями, которое является первостепенным условием для международного экономического сотрудничества. Норвегия, в этой связи, чрезвычайно заинтересована в международном сотрудничестве в области судоходства. В этой области в особенности Норвежское правительство готово нести свою долю ответственности и руководства.

Советско-норвежские отношения, 1917—1955: Сборник документов. Под ред. А.О. Чубарьяна и У. Ристе. — М.: ЭЛИА-АРТ-О, 1997. — Док. № 246. — с. 320—324.

Приложение № 6. Соглашение о гражданской администрации и юрисдикции па норвежской территории после ее освобождения союзными экспедиционными силами между правительствами СССР и Норвегии 16 мая 1944 г.

Обмен мнениями, имевший место между Представителями Союза Советских Социалистических Республик и Норвегии, об установлении порядка гражданской администрации и юрисдикции на норвежской территории, после ее освобождения союзными экспедиционными войсками, руководимыми союзным Главнокомандующим, привел к следующему Соглашению.

Нижеизложенное Соглашение должно по существу являться временным и практическим и рассчитано на возможно большее облегчение задач союзного Главнокомандующего и содействие достижению нашей общей цели, а именно скорейшему изгнанию немцев из Норвегии и конечной победе Союзников над Германией.

В районах, затронутых военными операциями, следует предусмотреть наступление первой, или военной, фазы, в течение которой Главнокомандующий экспедиционными сухопутными силами должен нести всю ответственность и осуществлять верховную власть в полной мере, вызываемой необходимостью военной ситуации.

Как только и в той мере, как позволит, по мнению Главнокомандующего, военная ситуация, Норвежское Правительство будет уведомлено о том, что оно может вновь принять на себя ответственность за гражданскую администрацию при условии установления особого порядка, который может потребоваться в районах, представляющих жизненно важное значение для войск Союзников, как порты, коммуникационные линии и аэродромы, и без ущерба для использования союзными войсками таких средств, которые могут оказаться необходимыми для доведения войны до окончательного завершения.

А) В течение первой фазы Главнокомандующий в наиболее полной степени использует советы и помощь, оказываемые ему через норвежских делегатов связи, прикомандированных к его штабу по гражданским делам и включенных в личный состав Норвежской военной миссии, назначаемой Норвежским Правительством. Он должен также широко использовать лояльные норвежские местные власти.

Б) Норвежские делегаты связи, упомянутые в и. (А), будут, поскольку окажется возможным, использоваться в качестве посредников между военными властями Союзников и норвежскими местными властями.

4. В течение первой фазы Норвежское Правительство будет помогать Главнокомандующему реорганизацией или восстановлением норвежского административного и судебного аппарата, используя сотрудничество которого Главнокомандующий сможет нести свою верховную ответственность. Для этой цели Норвежское Правительство будет действовать через своих представителей на месте, которые по практическим соображениям будут включены в состав Норвежской военной миссии, упомянутой в п. 3 (А).

Назначение норвежского административного и судебного аппарата будет осуществляться компетентными норвежскими властями в соответствии с норвежским законом. Если в течение первой фазы (см. и. 1) создавшиеся условия потребуют назначений в норвежский административный или судебный аппарат, то компетентный представитель Норвежского Правительства по просьбе Главнокомандующего и после консультации с ним назначит требуемых должностных лиц.

Личный состав норвежских вооруженных сил, состоящий в норвежских частях, находящихся с экспедиционными силами Союзников на норвежской территории, подлежит исключительно юрисдикции норвежских судов. Все другие норвежцы, которые во время вступления в Норвегию в составе экспедиционных сил Союзников будут находиться в условиях, подчиняющих их действию законов морских, военных или воздушных сил Союзников, для этой цели не будут рассматриваться входящими в личный состав норвежских вооруженных сил.

В осуществлении юрисдикции над гражданскими лицами Норвежское Правительство примет необходимые меры для обеспечения быстрого разбора расположенными поблизости норвежскими судами дел гражданских лиц, совершивших проступки против личного состава, имущества или безопасности вооруженных сил Союзников, не нанося, однако, ущерба власти Главнокомандующего, который может, если того требует военная необходимость, привлечь к суду военного трибунала любое лицо, обвиненное в совершении проступка такого характера.

Без нанесения ущерба предусмотренному в п. 15, военные суды и власти Союзников будут осуществлять исключительную юрисдикцию над общим личным составом союзных вооруженных сил и над всеми лицами ненорвежской национальности, не состоящими в этих вооруженных силах, но обслуживающими их и подпадающими под действие законов морских, военных или воздушных сил союзников.

Вопрос о юрисдикции в отношении таких моряков торгового флота, па которых не распространяется действие военных законов Союзников, требует особого рассмотрения и должен явиться предметом отдельного соглашения.

<<   [1] ... [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62]  >>