Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Увеличение российско-норвежского товарооборота возможно за счет роста российского экспорта машинно-технической продукции, так как она будет конкурентоспособной на норвежском рынке прежде всего из-за приемлемого соотношения цены и качества. Изменение структуры российского экспорта в пользу машинно-технической и наукоемкой продукции возможно за счет дальнейшего развития промышленной кооперации российских предприятий с норвежскими производителями (в том числе на основе создания совместных предприятий, что объективно предполагает расширение и инвестиционного сотрудничества), поставок в ее рамках на рынок Норвегии комплектующих и другой продукции с высокой степенью переработки, то есть с высоким уровнем добавленной на российских предприятиях стоимости.

Промышленная кооперация российских и норвежских предприятий наиболее интенсивно развивается в судостроительной отрасли экономики. Положительный опыт в этой сфере накоплен взаимодействием ряда норвежских компаний («Умуэ Стеркодер», «Норвиджен Партнере Марин») с Адмиралтейскими верфями Санкт-Петербурга (постройка танкеров усиленного ледового класса для «ЛУКойла»), Калининградской верфью «Янтарь» (рыболовные суда), верфью «Звездочка» (Архангельская область). Суть данной формы сотрудничества заключается в том, что российские верфи выполняют определенную часть работ, как правило, строительство корпуса судна, дооснащение судна осуществляется норвежскими компаниями. В 2002 году за счет использования такой взаимовыгодной формы промышленной кооперации удалось довести объемы экспорта российской машинно-технической продукции до 21,5 миллиона долларов [65, P. 36]. При этом доля машин, оборудования и транспортных средств в российском экспорте впервые превысила 3%. Этот рост был обеспечен успешным сотрудничеством между российскими и норвежскими компаниями в рамках промышленной кооперации при строительстве судов.

Необходимо отметить, что рост экспорта судостроительной продукции из Российской Федерации в Норвегию идет медленными темпами. Подтверждением этого является сопоставление показателей российского экспорта судов в Норвегию с польскими поставками. Экспорт судов из Польши в течение последних 6 лет стабильно увеличивался: в 1997 году стоимостные объемы составляли 392 миллиона крон, а 2002 г. — уже 1.206 миллионов крон, что в 7 раз больше чем поставки судов из России в 2002 году. Этому способствовали такие факторы как либерализация внешнеторгового режима Польши, заключение ею договора о свободной торговле с ЕАСТ, благоприятный инвестиционный климат в стране и привлечение норвежских инвесторов в этот сектор промышленности, успешная модернизация судостроительных верфей и совершенствование законодательства в рамках подготовки к вступлению в ЕС.

Важным аспектом развития внешнеэкономических связей Норвегии и России являются инвестиционные проекты норвежских компаний на российском рынке, так как без инициативы частных инвесторов не может быть прорыва во внешнеэкономических отношениях между странами. Расширение российско-норвежского инвестиционного сотрудничества может благотворно сказаться на диверсификации взаимной торговли, улучшении структуры российского экспорта и, тем самым, дать импульс преодолению многолетнего монотоварного характера российского экспорта в Норвегию.

Одним из крупнейших инвесторов на российском рынке является компания «Гиганте Сифуд», которая специализируется на создании производств по товарному разведению рыбы, прежде всего семги, с серьезной ставкой на использование возможностей в этой сфере на Кольском полуострове. Компания инвестировала в искусственное рыборазведение семги на Кольском полуострове 23 миллиона норвежских крон (3,5 миллиона долларов), добившись удовлетворительных результатов. Вся выращиваемая рыба поступает на российский рынок. В Мурманске «Гиганте Сифуд» инвестировал 25 миллионов норвежских крон в строительство морозильных камер мощностью 500 т. сельди в сутки [57, Р. 16]. Компания «Гиганте Сифуд» намерена совместно с российским институтом ВНИРО реализовать проект искусственного выращивания камчатских крабов с использованием российского патента и собственной технологии по обе стороны российско-норвежской границы: одно предприятие в Норвегии, одно в России.

Еще одним важным норвежским игроком на российском рынке является «Де норске Веритас». Эта компания по своему организационно-правовому статусу является независимым частным фондом и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения безопасности жизни человека и материальных ценностей, а также активного содействует охране окружающей среды. Транснациональный концерн имеет 300 отделений в 100 странах и предоставляет свои классификационные, сертификационные и консультационные услуги в следующих областях: судостроение и судоходство (41% от общего товарооборота), нефтегазодобыче (19%), индустриальные технологии (3%), промышленность в целом (37%) [68, Р. 6]. «Де норске Веритас» активно работает в России, имея свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Выборге и Новороссийске. Эта компания предоставляет услуги российским заказчикам по таким проектам, как комплексное обследование ряда нефтепроводов на территории РФ с целью предотвращения утечек нефти и повышения безопасности их эксплуатации, а также использование систем контроля безопасности для российских нефтегазодобывающих компаний в Сибири; анализ уровня эксплуатационной безопасности объединенной системы газопроводов для РАО «Газпром» (при финансовом участии ЕБРР); анализ концепции создания трубопровода, проходящего по дну Черного моря на глубине 2000 м., и его сертификация по заказу РАО «Газпром» (проект «Голубой поток»); совершенствование систем управления качеством для российских автомобильных заводов; подготовка управленческих кадров в сфере обеспечения безопасности на нефтеперерабатывающих предприятиях; внедрение современных систем техники безопасности и программ так называемого «чистого производства» для 150 предприятий в Санкт-Петербурге и регионах российского северо-запада; услуги по проведению независимой экспертизы по проекту «Сахалин-I» для компании «Роснефть».

<< Предыдущая страница   [1] ... [48] [49] [50] [51] [52][ 53 ] [54] [55] [56] [57] [58] [59] ...  [64]   Следующая страница >>