Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Аналитический доклад ЮНКТАД показывает, что Норвегия утрачивает свою привлекательность для иностранных инвесторов. Анализ ЮНКТАД сконцентрирован на изучении динамики прямых иностранных капиталовложений при помощи индекса FDI, характеризующий объемы поступающих прямых иностранных капиталовложений относительно ВНП, занятости и экспорта (см. табл. 10). В 1988—90 гг. Норвегия смогла привлечь больше финансовых средств по сравнению с другими странами Северной Европы, если соотносить показатель FDI с размерами норвежской экономики и ее конкурентоспособностью. Ситуация изменилась и теперь более привлекательными для инвестиций среди стран Северной Европы являются Швеция и Финляндия. Если за точку отсчета брать 1990г., то за десятилетие объемы иностранных капиталовложений увеличились в Швеции в 6 раз, в Финляндии — в 4 раза, а в Норвегии в 2 раза.

Таблица 10. Индекс FDI, характеризующий объемы поступающих прямых иностранных капиталовложений относительно ВНП, занятости и экспорта.

1988—90 гг. 1998—2000ГГ.
Страна Индекс Страна Индекс
Бельгия, Люксембург 7,2 Бельгия, Люксембург 17,3
Нидерланды 5,1 Ирландия 9,8
Великобритания 5,1 Швеция 8,5
Испания 4,2 Нидерланды 6,1
Португалия 2,9 Мальта 5
Швейцария 2,9 Дания 4,2
Франция 2,3 Великобритания 2,8
Мальта 2,1 Финляндия 3,7
Кипр 1,9 Швейцария 2,5
Норвегия 1,9 Германия 2,5
Швеция 1,8 Норвегия 2
Греция 1,6 Чехия 2
Дания 1,5 Франция 1.8
Италия 1,1 Испания 1,6
Финляндия 1,1 Эстония 1,6

Источник: This is Norway: what the figures say. Oslo: RK Grafisk, 2003, p.27.

Комментируя эти показатели, представитель Норвежского фонда социально-экономических исследований П. Хеум отметил, что маркетинг страны в качестве объекта инвестиций происходит обычно в три этапа. Во-первых, необходима либерализация рамочных условий. Во-вторых, следует провести ряд активных мероприятий с целью выработать у потенциальных инвесторов мнение о привлекательности страны («хорошее место для приложения капиталов»). В-третьих, сосредоточиться на демонстрации так называемых позитивных эффектов. В частности, например, на возможности привлечения в необходимых объемах высокопрофессиональной рабочей силы. В Норвегии принципы второго и третьего этапов выполняются в недостаточной степени, что и приводит к падению ее популярности в качестве страны-получателя прямых иностранных капиталовложений [50, Р. 29.].

С данными выводами согласиться трудно, если иметь в виду все норвежское хозяйство, а не только его континентальную часть. Основная сфера приложения капиталов в Норвегии, в т.ч. иностранных инвестиций — норвежский континентальный шельф, куда ежегодно в течение многих лет подряд привлекаются средства во многие миллиарды долларов (в лучшие годы — более 10 млрд. долл.), что для малой индустриальной страны представляется внушительными цифрами. Если в основу рассмотрения данного вопроса положить развитие промышленных, в особенности высокотехнологичных предприятий (имеются в виду «континентальные»), то авторы исследования безусловно правы, косвенным подтверждением чего являются участившиеся случаи вывода перспективных норвежских предприятий за пределы страны. Свидетельством падения конкурентоспособности норвежских предприятий и фирм, а, следовательно, и их привлекательности в качестве объектов капиталовложений, является количество банкротств, зарегистрированное в течение 2001 г. Конкурсное производство было открыто и завершено в отношении 12 компаний с оборотом свыше 100 млн. крон, т.е. по норвежским меркам крупных фирм [50, Р. 31].

Из-за недостаточного потока иностранных инвестиций власти Норвегии вынуждены дополнять рынок частных капиталов своими средствами, в том числе бюджетными. Примером активного участия государства в инвестиционной деятельности стало решение Стортинга о выделении в рамках госбюджета на 2001 г. 2,45 млрд. крон Инвестиционной компании, учреждаемой на основе партнерского сотрудничества между частными инвесторами и государством [56, Р. 65]. Вклад государства в размере 2,45 млрд. крон составил 51% акционерного капитала. Цель создания компании — укрепить рынок капиталов Норвегии с тем, чтобы норвежские предприниматели могли активно участвовать в структурных преобразованиях и процессах слияния компаний как на национальном, так и международном уровнях.

<< Предыдущая страница   [1] ... [44] [45] [46] [47] [48][ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] ...  [64]   Следующая страница >>