Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Министерство экономики и торговли решает на основе учреждения инвестиционной компании одну из своих сверхзадач: создать эффективно работающий симбиоз между государственными и частнопредпринимательскими структурами, где за государством были бы закреплены (причем на длительную перспективу) права собственника, в то время как все остальные функции могли быть переложены на частных инвесторов. Правительство исходит из того, что привлекательность создания фондов частными инвесторами совместно с государством, обусловлена следующими факторами: большие возможности для участия в интересных крупных проектах; транспарентность проектов и внимание к ним со стороны органов государственной власти; снижение рисков за счет участия государства.

Кроме самостоятельного участия в инвестиционном процессе, норвежское государство старается улучшить инвестиционный климат в своей стране и привлечь капиталовложения промышленно развитых стран. Важным нормативным актом, принятие которого было направлено на повышение инвестиционной активности, стала отмена с 1 октября 2002 г. налога на капиталовложения. Ликвидация данного налога, просуществовавшего в Норвегии более 30 лет, приведет если не к инвестиционному буму в норвежском хозяйстве, то, во всяком случае, явится серьезным стимулом для расширения активности в этой сфере.

Для эффективного развития внешнеэкономических отношений со своими основными партнерами Норвегия должна согласовывать внешнеэкономический курс с промышленно развитыми странами в рамках ВТО. Королевство Норвегия в последние годы принимала активное участие во всех раундах переговоров, что свидетельствует о том, какое значение придается ею функционированию этого многостороннего торгового соглашения. Для норвежской внешней торговли рамочные условия ВТО чрезвычайно важны, так как Норвегия, обладая относительно небольшим экономическим потенциалом и открытой экономикой, зависящей от внешней торговли, крайне заинтересована в наличии обязательных для всех норм ее регулирования. В период с 1994—2002 г. Норвегия в рамках ВТО пыталась добиться решения следующих вопросов: создание многосторонней нормативной базы по вопросам государственных закупок; закрепление многосторонних договоренностей о соблюдении правил конкурентной политики; соотношение торговли и охраны окружающей среды; изменение отношения со стороны промышленно развитых стран к процессу сельскохозяйственного производства; совершенствование многосторонней нормативной базы.

Одним из важнейших вопросов, который Норвегия постоянно поднимает в рамках ВТО является экология. Норвежское правительство считает, что ВТО следует в рамках своей компетенции взять на себя ответственность, в том числе, за обеспечение устойчивого развития мировой экономики, и заявляет о своей готовности выступить с соответствующими инициативами на этой счет. Экономическое развитие и рост благосостояния общества должны гармонично сочетаться с охраной окружающей среды и разумным использованием природных ресурсов. Норвегия на переговорах в рамках ВТО исходит из того, что в мировой торговле природоохранные аспекты должны учитываться в значительно большей степени, и призывает интегрировать вопросы охраны окружающей среды в обсуждение любого предмета переговоров в рамках ВТО, касаются ли они либерализации мировой торговли или обновления и модернизации норм ее регулирования Важно, по мнению норвежских властей, чтобы ВТО разрабатывала основополагающие критерии для производства и потребления экологически чистых товаров и услуг.

Особое значение для Норвегии имеет ее сельское хозяйство, функции которого, по мнению норвежских политиков, значительно шире, нежели только производство продуктов питания. Сельское хозяйство должно оказывать влияние на социально-экономическую ситуацию, в том числе на сохранение сельского населения и мест его проживания в отдельных регионах, обеспечивать продовольственную независимость, способствовать качественной охране окружающей среды, в том числе биологического многообразия, оберегать культурно-исторический ландшафт и поддерживать здоровье нации. Такой многофункциональный подход к сельскому хозяйству, поддерживаемый странами ЕС и Японией, влечет за собой высокие государственные дотации в эту отрасль, против чего выступают члены так называемой группы «Кэрнс» (в частности, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина), которые поддерживают либерализацию сельскохозяйственного производства. По инициативе Норвегии в июле 2000 г. в Улленсванге (Западная Норвегия) в рамках ВТО состоялась международная конференция по неторговым аспектам сельского хозяйства, в которой приняли участие 34 страны. Конференция стала одним из первых форумов в рамках ВТО, где заинтересованными странами, включая Норвегию, концепция многофункциональности сельского хозяйства продвигалась особенно активно. Именно, благодаря этой конференции Норвегии удалось избежать санкций со стороны ВТО за протекционистскую политику в отношение сельского хозяйства.

В рамках Уругвайского раунда переговоров было выработано рамочное соглашение о торговле услугами и инвестициям в сектор услуг на основе использования принципа недискриминации. Его важнейшим результатом стали взятые на себя обязательства сторон не ужесточать свои национально правовые нормы, регулирующие эту сферу, и не вводить новых ограничений. Позднее были проведены секторальные переговоры, направленные на достижение реальной либерализации в сфере передвижения рабочей силы, торговли финансовыми услугами и услугами в области телекоммуникаций. Для Норвегии, занимающей по тоннажу своего торгового флота четвертое место в мире, в рамках этого вопроса особое значение имеет торговля услугами в области судоходства. Вместе с тем, судоходство, прежде всего по вине США, выступающих с протекционистских позиций по отношению к своим компаниям, не входит в схему Многостороннего соглашения по торговле услугами. В этой связи в октябре 2000 г. страны ЕС, Норвегия, Япония, Гонконг, Корея и Сингапур выступили с совместным заявлением, призывающим страны-члены ВТО обсудить вопросы судоходства, исходя из принципа либерализации этой сферы услуг и необходимости принятия сторонами соответствующих международных обязательств.

<< Предыдущая страница   [1] ... [45] [46] [47] [48] [49][ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] ...  [64]   Следующая страница >>