Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Во внешнеэкономических отношениях России с Норвегией есть ряд негативных моментов, которые препятствуют развитию взаимовыгодного сотрудничества. Прежде всего, необходимо отметить, что в отношении Российской Федерации Норвегия до сих пор применяет определенные дискриминационные ограничения, одним из которых является арест российских рыболовных траулеров за нарушение правил лова рыбы. Например, в 2002 году было задержано десять рыболовных судов, принадлежащих Мурманским и Архангельским компаниям и ведущих лов в норвежской экономической зоне. Норвежская сторона обосновывает правомерность своих действий совершенными нарушениями соответствующих предписаний и двусторонних договоренностей. Речь идет о несоответствии записей в журналах вылова рыбы ее реальному количеству, находящемуся на борту соответствующего судна, использовании сетей с размером ячеи менее допустимой, в результате чего вылавливается рыба меньших размеров (то же самое относится к решеткам для сортировки рыбы), превышении объемов прилова (т.е. побочный вылов рыбы иной породы, что приводит к выходу за пределы разрешенных квот). Кроме рыболовных траулеров, подвергнутых аресту за нарушение правил ловли, в 2002 г. еще 22 российских судна были арестованы в портах Норвегии в связи с задолженностью по платежам. Основные причины задержания: задолженность по оплате стоянки в порту, невозвращение полученных кредитов, иски норвежских компаний и налоговых служб, неуплата российскими судовладельцами ранее предоставленных услуг и поставленного топлива. В подавляющем большинстве случаев российские рыболовные суда выставляются по решению суда на принудительную продажу.

Важно отметить, что норвежские власти всегда проявляют принципиальность в вопросе соблюдения установленных правил лова безотносительно к тому, под каким флагом работает судно. Кроме российских рыболовных судов, в 2002 г. арестам подвергались 7 норвежских судов, 1 исландское судно, 1 шотландское судно, 1 ирландское судно, 1 фарерское судно, 1 судно, зарегистрированное в Боливии и 1 нидерландское судно. В свою очередь, российская сторона, практически никогда не признававшая себя виновной, рассматривает данные меры как факты дискриминации, которые приводят к напряженности во внешнеэкономических отношениях и создают препятствия на пути развития торгово-экономического сотрудничества между странами.

Вторым ограничением искусственно созданным для российских производителей норвежскими властями является сертификация российской продукции. Высока степень интеграции и кооперации норвежских компаний с западноевропейскими и американскими фирмами при производстве технической и, в особенности, высокотехнологичной продукции. Следствием этого является зависимость норвежских фирм, уже использующих в своем производстве продукцию западных компаний, которые технологически привязывают к себе норвежцев поставками запчастей, комплектующих, новой продукции на смену вышедшей из строя. Серьезным барьером для доступа российской технической и высокотехнологичной продукции на норвежский рынок может служить отсутствие развитой сервисной базы на предмет ее обслуживания в гарантийный и послегарантийный период. Барьером на пути продукции является отсутствие у многих российских товаров соответствующих сертификатов соответствия.

Российские высокотехнологичные товары, отвечающие западным стандартам и обладающие достаточной степенью конкурентоспособности по сравнению не только с южнокорейской или китайской продукцией, но и западноевропейскими товарами, занимают на норвежском рынке небольшую долю. Предпринимавшиеся ранее специализированными внешнеторговыми объединениями усилия по маркетингу и сертификации товаров, как правило, давали свои положительные результаты. Устойчивую, хотя и очень небольшую долю рынка имели российские автомобили (АвтоВАЗ), станки, спортивно-охотничье оружие и боеприпасы к нему, бинокли и приборы ночного видения, пользовавшиеся большой популярностью у норвежских охотников.

Основное требование любого потребителя — стабильность качества, для чего необходимо подтверждение компетентного органа. Проблема взаимного признания или гармонизации сертификатов соответствия распространяется не только на торгово-экономические отношения России с Норвегией. Она носит более масштабный характер. Комиссия ЕС, поставив перед собой задачу, обеспечить в 2002 году в рамках ЕС гармонизацию стандартов на 600 видов продукции, вынуждена была в начале 2003 году констатировать, что на этом направлении удалось сделать очень немного.

Процедуры сертификации требует значительного времени и немалых средств (запрос документов, выезд эксперта на предварительный аудит с оплатой со стороны заказчика всех расходов, затем контракт, на основании которого проводится сертификация производителя товара), что серьезно затрудняет выход малых и средних российских предприятий на внешний рынок. В Минпромнауки РФ подготовлена программа «Национальная технологическая база России» (реализация началась в 2004 г.), которая в принципе предусматривает в вопросе сертификации продукции государственную поддержку предприятий.

<< Предыдущая страница   [1] ... [52] [53] [54] [55] [56][ 57 ] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]   Следующая страница >>