Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

купить рацию москва . Рация Motorola TLKR T40 1 950 руб. Рация Vector VT 47 Sport 2 000 руб. Рация Icom IC-4088 8 400 руб.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

8. Одно из ведущих мест в норвежской государственной финансовой политике занимает управление средствами Государственного нефтяного фонда, который создан и функционирует в соответствии с одноименным законом от 22 июня 1990 г. Средства данного фонда представляют собой финансовую основу для достижения долгосрочных целей государства. Фонд формируется за счет денежных средств от добычи нефти и газа, поступающих в него через госбюджет, и дополняется прибылью от аккумулированных накоплений.

9. Важное место в экономической политике страны занимает региональная политика, направленная на выравнивание различных регионов Норвегии в их экономическом развитии. Региональная политика эволюционировала и изменялась в зависимости от приоритетов государственной экономической политики. С середины 1960-х до начала 1990-х гг. в региональной политике господствовала концепция «центров роста», суть которой сводилась к тому, что центры экономического роста создавались за счет концентрации ресурсов, предназначенных для промышленного развития регионов, в городах и крупных населенных пунктах в северных и центральных провинциях Норвегии. Именно туда произошла миграция населения с периферии, что в свою очередь, защитило от перенаселенности крупнейшие города страны. В региональной политике в последнее десятилетие произошли существенные изменения. Правительство провозгласило курс на децентрализацию, которая полностью опирается не на макроэкономические соображения, а на социально-культурные особенности регионов, то есть поддержка направлена на то, что бы помочь человеку трудоустроиться и самореализоваться в том районе, где он родился.

10. Особое место в экономической политики Норвегии занимает государственное регулирование нефтегазодобывающей промышленности, которая дает огромные финансовые поступления в государственный бюджет и обеспечивает развитие других секторов народного хозяйства. Концепцию государственной политики в отношении нефтегазового комплекса можно сформулировать следующим образом: постоянный поиск баланса между стремлением государства обеспечить себе максимальную прибыль через налогообложение и сохранением присутствия ТНК на континентальном шельфе страны для продолжения активной разработки месторождений, поскольку эти компании обладают значительным технологическим и финансовым потенциалом. Норвегия создала эффективную модель государственного регулирования нефтяной промышленности, где основными составляющими являются законодательная база, система административного лицензирования, специального налогообложения, а также непосредственное государственное предпринимательство.

11. В целях обеспечения устойчивого функционирования и развития экономики Норвегии государство в 1990-х гг. подвергло реформированию энергетический сектор экономики страны. После реструктуризации отрасли в электроэнергетике Норвегии на данный момент функционируют большое число энергокомпаний и был сформирован единый эффективный рынок электроэнергии Норвегии. Кроме этого, цена электроэнергии для всех конечных потребителей на данный момент времени определяется с учетом регулируемых тарифов на сетевые услуги и предусматривает разумную норму рентабельности энергокомпаний, фиксированную в реальном выражении на определенный период времени.

12. Внешнеэкономические отношения Норвегии институционально оформлены и имеют многоуровневый характер. Основными внешнеэкономическими партнерами Норвегии являются промышленно развитые страны, среди которых выделяются страны ЕС. На страны Европы приходится 78% норвежского внешнеторгового оборота (экспорт — 80%, импорт — 74%). Отметим, что на государства-члены Евросоюза приходится 73% внешнеторгового оборота Норвегии с европейскими странами. Соглашение о Единой экономической зоне, обеспечившее доступ Норвегии к Единому европейскому внутреннему рынку, остается незыблемой основой политики страны по отношению к ЕС в течение последних лет. Инкорпорирование директив Евросоюза в национальное законодательство, которое является обязательным условием Соглашения о ЕЭЗ, стало серьезной проблемой во взаимоотношениях Норвегии с ЕС.

13. Население Норвегии дважды в 1972 и 1994 годах выступило против вхождения страны в Европейский союз. Нежелание норвежцев вступать в ЕС связано прежде всего с успешным развитием экономики Норвегии в 1990-х гг. В 1994 году страна занимала третье место в рейтинге государств с самой высокой долей ВВП на душу населения в мире, инфляция находилась на уровне 2—3% в год, наблюдалось заметное снижение количества безработных. Определенную роль в негативном решении норвежцев сыграла и узость внутреннего рынка. В стране с населением 4,5 млн. человек сложно создать условия, благоприятные для успешной конкурентной борьбы большого количества крупных предприятий. Ограниченность спроса приводит к жесткой селекции и созданию компаний-монополистов, которые могут диктовать свои условия и существовать как бы вдали от бушующей стихии свободного рынка. В случае членства в ЕС такие компании столкнулись бы с жесткой конкурентной борьбой, новыми правилами игры, что поставило бы их в сложное положение.

<< Предыдущая страница   [1] ... [55] [56] [57] [58] [59][ 60 ] [61] [62] [63] [64]   Следующая страница >>