Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Как представляется, в настоящей работе удалось использовать необходимое и достаточное количество разнообразных материалов, которые привели к полному, целостному и объективному изучению проблематики диссертации. Несмотря на видовое и типологическое разнообразие источников, следование принципам их внутренней проверки и критического анализа позволило достичь общей достоверности результатов исследования и обоснованности выводов по нему.
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней советско-норвежские межгосударственные отношения впервые изучены как непрерывный и целостный процесс в хронологических рамках, включающих Вторую мировую войну и первое десятилетие «холодной войны». Впервые рассмотрены и проанализированы события и процессы норвежской внешней политики и отношений между СССР и Норвегией 1939—1955 гг., которые ранее не были осмыслены в отечественной историографии. В работе введен в оборот ряд источников, ранее не находивших применения в историографии, например — полный объем публикаций текущей советской периодической печати о международно-политической деятельности Норвегии и проблемах советско-норвежских отношений периода 1939—1955 гг. Использован научный подход, при котором великая держава в лице СССР позиционируется и рассматривается в отношениях с Норвегией как пассивная или реагирующая сторона.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты в известной мере расширяют положения отечественной историографии советской внешней политики анализом межгосударственных отношений СССР с Норвегией в 1939—1955 гг. Кроме того, проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие научной концепции особенностей, специфических характеристик и основных тенденций внешней политики и международных отношений стран Северной Европы, формирующейся в исторической скандинавистике нашей страны. Результаты диссертации дополняют трактовку теории внешней политики Советского Союза периода «холодной войны».
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее результатов в научно-практической сфере, в общественно-политической области и образовательной деятельности. Они могут быть востребованы для фундаментальных исследований проблем международных отношений на Севере Европы и истории стран региона, для анализа политической системы Норвегии. Результаты диссертации приобретают актуальность в свете противоречий между Россией и Норвегией, обострившихся в последней четверти 2005 г. в связи с известной проблемой границ экономической зоны Норвегии в Баренцевом море, в том числе вокруг архипелага Шпицберген. Таким образом, выводы и заключения, сделанные в ходе исследования, и его результаты применимы для выработки рекомендаций и практических мер по реализации как национальной внешней политики, так и в деятельности региональных органов власти по осуществлению конструктивного партнерства Российской Федерации с Королевством Норвегия в рамках организации Баренцева Евро-Арктического сотрудничества. Содержание и теоретические положения данной работы могут дополнить и развить вузовские образовательные программы, предметом которых являются история государств Северной Европы, история внешней политики, политические системы скандинавских стран и др.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Внешняя политика Норвегии до 1940 г. определялась, в числе прочих, тремя важнейшими характеристиками. Первая — это отсутствие опыта независимой внешнеполитической практики до 1905 г. Период до конца 1920-х гг. был пронизан оптимизмом и свободой от условностей дипломатии, присущих отношениям между другими странами Европы. Вторая — понимание внешней политики только как совокупности внешнеторговой деятельности и мер по самоустранению от мировых проблем. Оборонные мероприятия были направлены на приведение армии к состоянию «сил по охране нейтралитета». Третья — укорененность в национальном сознании нейтралистских настроений. В 1814 г. ассамблея в Эйдсволле провозглашала Норвегию «мирным и тихим гиперборейским уголком Земли», а первый министр иностранных дел этой ставшей суверенной страны И. Лёвланд заявлял: «Глядя на отношения вокруг..., мы заявляем...: нам не нужна внешняя политика». В 1907 г. нейтралитет Норвегии был гарантирован великими державами Договором об интегритете.
С 1935 г. при министре иностранных дел Х. Куте наметилось понимание международных отношений как деятельности не только в экономико-дипломатической, но и стратегической и политической сферах. Взгляд на перспективы Норвегии в условиях грядущей войны стал более реалистичным. Стараниями Х. Кута была сформулирована первая внешнеполитическая доктрина, согласной которой Норвегия должна была избежать войны через категорический отказ вообще принять чью-либо сторону в дипломатическом состязании конца 1930-х гг.
В послании короля Хокона VII Стортингу от 12 января 1938 г. прозвучал тезис, что принципиальной задачей является ограждение страны от опасностей войны. В соответствии с королевской декларацией и под влиянием Х. Кута 31 мая 1938 г. парламент принял резолюцию об абсолютном нейтралитете Норвегии. Этот принцип, ставший основой внешней политики кабинета, был также поддержан на встрече министров иностранных дел стран «группы Осло» 27 июля 1938 г. в Копенгагене. Таким образом, к 1939 г. норвежское руководство сформировало собственную линию поведения страны в международных отношениях.
Основными результатами советско-норвежских отношений в период до 1939 г. являлись: установление дипломатических отношений (1924 г.) и создание нормативной базы двухсторонней торговли (1925 г.), развитие кредитных отношений и превращение СССР в одного из ведущих внешнеэкономических партнеров Норвегии, признание норвежского суверенитета па Шпицбергене.
В то же время проблема пакта о ненападении — одна из важнейших в двусторонних отношениях на рубеже 1920—1930-х гг. — осталась нерешенной. Провал переговоров, обусловленный как разрывом преемственности состава норвежских кабинетов в 1930-е гг., так и спецификой внешней политики последнего предвоенного правительства Норвегии, привел к утрате основного предмета советско-норвежского политического диалога. Вместе с упадком экономического сотрудничества в конце 1930-х гг. это означало общий кризис отношений между СССР и Норвегией. С конца 1930-х гг. они перестали быть самостоятельным направлением внешней политики СССР.
<< [1] ... [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] ... [62] >>