Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Главной составляющей системы государственного регулирования нефтегазового комплекса Норвегии является государственный сектор в этой отрасли. Разработкой месторождений и добычей нефти и газа занимаются 3 государственные компании: «Статойл», «Норск Гидро» и «Петоро». Именно через эти компании осуществляется реализация государственных экономических интересов в сфере разведки, производства и транспортировки углеводородов.

В нефтяной промышленности королевства огромные приоритеты отдаются государственному концерну «Статойл», который учрежден решением парламента в 1972 г. и является по своей производственной и финансовой структуре вертикально-интегрированной компанией. Деятельность концерна включает в себя крупные программы по разведке нефтегазовых месторождений как в пределах норвежских территориальных вод, так и за границей, производство и продажу сырой нефти, природного газа и продуктов глубокой переработки углеводородного сырья. Несмотря на то, что компания принадлежит государству, её деятельность регулируется теми же законами, включая налоговую сферу, которые применяются к 30 другим частным норвежским и иностранным компаниям, действующим в топливно-энергетическом комплексе Норвегии. Политика государства в отношении «Статойл» направлена на сохранение компанией статуса «политически независимой».

Второй крупной компанией, занятой в производстве углеводородов на норвежском континентальном шельфе, является «Норск Гидро», которая была создана в 1905 г. Кроме добычи нефти и газа в сферу деятельности концерна входит нефтепереработка, нефтехимическое производство, производство биополимеров, легких металлов (алюминия, магния) и минеральных удобрений, обеспечение электроэнергетических проектов, искусственное разведение рыбы. В компании «Норск Гидро» доля государства составляет 44%, что позволяет министерству нефти и энергетики Норвегии оказывать серьезное влияние на деятельность компании.

Еще одна крупная государственная компания, задействованная в производстве углеводородов — «Петоро». Эта компания является исключительно управляющей, она не осуществляет самостоятельных операций. Отметим, что компания «Петоро» является правоприемником Финансового фонда прямого участия государства в нефтяных операциях, который был создан для того, чтобы ограничить возможности концерна «Статойл». Сложившаяся к середине 1980-х годов ситуация в нефтегазовой отрасли Норвегии привела к тому, что компания «Статойл» одновременно выступала в качестве коммерческого оператора топливно-энергетического комплекса страны и административного инструмента, так как норвежские правила устанавливали долю участия государственного сектора в арктических разработках через обязательное предоставление «Статойл» в каждой лицензии свыше 70%, в разработках в Северном море от 20 до 50%. [72, Р. 15] Из-за опасений, что компания в силу своего уникального положения начнет самостоятельно определять государственную политику в нефтегазовом секторе, т.е. фактически подменит интересы государства и норвежского общества своими узко корпоративными интересами, норвежское правительство пошло в 1984 г. на разделение всех государственных активов в нефтяной отрасли на две части, — на государственную собственность, которой управляет министерство нефти и энергетики, и на собственность компании «Статойл». На основе активов перешедших под управление министерства нефти и энергетики в 1985 г. был создан Финансовый фонд прямого участия государства в нефтяных операциях. Это увеличило поступления в бюджет и перевело "Статойл" из владельца ресурсов в управляющего. С 1985 до 1996 г. доля Финансового фонда прямого участия во всех лицензиях составляла 50%. Но в 1996 г. эта доля сократилась с 50 до 30%, а также было сокращено число участников в одной лицензии. В целом холдинг участвовал в 150 месторождениях и обеспечивал 40% общей добычи. В 1999 г. доля Фонда прямого участия государства в нефтяных операциях в новых лицензиях сократилась в среднем до 15%. Аргументируя тем, что нефтегазовая отрасль продвигается на север в труднодоступные районы, что требует увеличения производственных издержек и привлечения крупного иностранного капитала, компания «Статойл» в 1998—1999 гг. предлагала включить фонд в состав компании и провести существенную приватизацию, что обеспечит увеличение капитализации нового образования «Статойл»/Фонд прямого участия государства в нефтяных операциях [73, Р. 11—13]. В апреле 2001 г. парламент утвердил план продажи 15% фонда — «Статойлу», ещё 6,5% фонда в марте 2002 г. были проданы «Норск Гидро» и восьми другим операторам топливно-энергетического комплекса [76, Р. 25]. Оставшиеся 78,5% Финансового фонда прямого участия государства в нефтяных операциях реорганизованы в новую государственную компанию «Петоро».

Необходимо отметить, что эффективность системы государственного регулирования нефтегазовой отрасли проявилась в том, что Норвегия оказалась одной из немногих стран, для которых мировой нефтяной кризис 1973 г. оказался выгодным. Положительным моментом для Норвегии оказалась фактическая готовность государственных органов к нефтяному кризису, что можно объяснить изначально твердо сформулированной позицией в отношении государственного регулирования национальной экономики в целом, и для нефтяного сектора в отдельности.

<< Предыдущая страница   [1] ... [24] [25] [26] [27] [28][ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34] [35] ...  [64]   Следующая страница >>