Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Формирование системы государственного регулирования экономики Норвегии берет свое начало в середине 1940-х годов, когда идеи автаркии были очень популярны в стране. За создание мощной системы государственного регулирования посредством непосредственного вмешательства правительства в отраслевые проблемы индустриального сектора через разнообразные механизмы выступали левые социалисты, левое крыло Рабочей партии и Коммунистическая партия Норвегии, которые на тот период времени составляли сильную оппозицию в парламенте. В 1945 г. Норвежская рабочая партия (НРП) получила большинство на выборах и оставалась у власти в течение 20 лет. После прихода НРП к власти, Норвегия провозгласила курс на построение «государства всеобщего благосостояния» [17, С. 379]. После окончания Второй мировой войны, многие европейские государства начали процесс создания обществ всеобщего благосостояния. Норвежская модель отличалась прежде всего особым значением, придаваемым обеспечению всеобщей занятости населения, сильным эгалитаризмом и активным участием государства в развитии экономики страны.

Реализацией экономической политики государства в период с 1945 по 1955 гг. занималась группа молодых энергичных экономистов, во главе которых стоял министр финансов страны Эрик Бруфосс. Первым шагом, который был предпринят ими, стала разработка годовых «национальных бюджетов», которые должны были предоставить правительству исчерпывающий перечень информации о природных и трудовых ресурсах, производственных мощностях, обстановке на рынке, о международной экономической ситуации [17 С. 435]. В этих документах делалась попытка полного обзора народного хозяйства страны в качестве основы для принятия политико-экономических решений. Кроме этого, в 1945 г. был учрежден Совет экономической координации, который должен был давать правительству рекомендации по важнейшим экономическим вопросам. В рамках этого Совета функционировали производственные и отраслевые комитеты, которые были призваны принимать решения по рационализации производства как отдельно взятых предприятий, так и секторов экономики.

Одной из приоритетных задач государственной экономической политики королевства Норвегия являлось обеспечение развития народного хозяйства страны. Для достижения промышленного роста создавались крупные государственные корпорации в экспортно-ориентированных отраслях. В 1950 — 60-е гг. было построено и введено в эксплуатацию значительное число предприятий химической промышленности и металлургии, среди которых наиболее значительными являлись государственные алюминиевые заводы в Ордале и Сундальсере, металлургические предприятия «Норшк Иернверк» в Му-и-Рана и «Элкем» в Мушеэн, а также фабрика по производству аммиака в Глом-фьорде. Развитие промышленности стимулировалось посредством крупных финансовых вложений в строительство электростанций. Предприятия обеспечивались электроэнергией по долгосрочным контрактам и льготным ценам. В этот же период времени государство начало вести активную политику защиты отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок, от иностранной конкуренции посредством применения мер сдерживания импорта, государственных дотаций и целевых налоговых льгот. Результатом государственной экономической политики стало то, что с 1945 по 1973 г. объем промышленного производства в Норвегии увеличился в 5 раз со среднегодовым темпом роста 6% [18, С. 123].

Необходимо отметить тот факт, что правительство Норвегии уделяло особое внимание повышению производительности труда. Министерство торговли и промышленности совместно с Центральным объединением профсоюзов Норвегии разработало в начале 1950-х гг. Государственную программу структурной рационализации промышленности и повышения производительности труда, в рамках которой был создан Норвежский институт производительности труда, внедрялись современные методы хронометража и оптимизации производственных операций, а также совершенствования трудовых процессов.

Норвежская промышленная политика не претерпела изменений в 1970 — 80-е гг., когда в структуре народного хозяйства страны произошли значительные изменения, связанные с появлением нефтегазодобывающей отрасли. В Норвегии была создана эффективная модель государственного регулирования нефтяной промышленности, где прямые методы государственного регулирования, такие как государственные предприятия и непосредственное государственное предпринимательство дополняются косвенными — законодательная база, система административного лицензирования, система специального налогообложения в отрасли. Эта модель позволила государству обеспечить и сохранить контроль над нефтяной промышленностью, которая оказалась под пристальным вниманием различных транснациональных корпораций, игравших важную роль в развитии этого сектора норвежской промышленности.

Возникновение, развитие и реформирование нефтяной промышленности существенно отразилось на норвежской экономической системе. Нефтяная отрасль стала значимым фактором развития национальной экономики страны. Норвегия осталась индустриальной страной, несмотря на опасения деиндустриализации (процесса сокращения промышленного производства внутри страны и замена его за счет импорта). Значительная часть норвежской промышленности с начала 70-х гг. перешла на обслуживание интересов нефтегазового сектора, разрабатывая различные технологии, применяемые в нефтяных операциях.

<< Предыдущая страница   [1] ... [19] [20] [21] [22] [23][ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] ...  [64]   Следующая страница >>