Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Интересам страны наиболее соответствует развитие нефтяной отрасли, способствующее, прежде всего, преимущественному росту других секторов экономики. В нефтяную политику Норвегии органически вошли экологические задачи сохранения чистоты прибрежных акваторий не только самих по себе, но и как места размещения других отраслей хозяйства: рыболовства, марикультуры, туризма. Выдача лицензий на разведку и разработку месторождений в Норвежском море проводится в небольших размерах и в ограниченных районах. Это объясняется стремлением сохранить контроль над уровнем активности и её географическим размещением, не потерять совместимость с промышленным рыболовством и не оказать на него отрицательного влияния. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективное регулирование нефтегазовой отрасли способствует усилению роли государства во всей экономической жизни норвежского общества, давая правительству огромные рычаги влияния.

Государственный сектор в экономике Норвегии присутствует не только в топливно-энергетическом комплексе. Государство широко представлено в оборонных компаниях, таких как «Рауфос АСА» — 50,37% акций принадлежит государству, «Гродегаард АС» — 100%, «Наммо» — 45%, «Конгсберг Групен» — 50%. В государственный сектор норвежской экономики входят: «Энтра Айндом», компания, занимающаяся недвижимостью — 100% акций принадлежит государству, «Стор-Осло Локалтрафик», компания общественного транспорта в регионе Большого Осло — 33,33%, «Теленор», крупнейший телекоммуникационный концерн — 77,68%, «Гаско», оператор газотранспортных систем, — 100%, «Статкрафт», крупнейшая энергетическая компания — 100%, «Стор Норске Шпицберген Кулкомпани», компания, занятая в угледобыче на архипелаге Шпицберген — 51%, «НСБ», государственные железные дороги — 100%, «Постен», почтовая компания — 100%, «Бане Теле», телекоммуникационная компания — 100%, «Комуналбанкен», банк по региональному обслуживанию 80% и некоторые другие, менее значимые для норвежского хозяйства компании.

Но не только прямые методы государственного регулирования определяют экономическую политику королевства Норвегия, кроме них широко представлены косвенные методы регулирования. Наиболее значимыми среди косвенных мер являются кредитно-денежная, таможенно-тарифная, социально-экономическая и региональная политики Норвегии.

Кредитно-денежная политика королевства Норвегия подверглась значительным изменениям в последнее десятилетие. В мае 1994 г. была издана правительственная инструкция «Принципы формирования денежной и валютной политики», которая посвящена вопросу регулирования курса норвежской кроны1. С этого момента времени Центральный эмиссионный банк Норвегии на постоянной основе стал проводить кредитно-денежную политику, обеспечивающую стабильность национальной валюты по отношению к европейским валютам. Для «Норгес Банка» приоритетным до 1 января 1999 г. являлось обеспечение стабильного курса норвежской кроны к экю, а с момента образования Евровалютного союза ЦБ Норвегии обеспечивает стабильность национальной валюты к евро. Кроме этого, с 1994 г. «Норгес Банк» перестал оказывать какое-либо влияние на соотношение курсов доллара США и кроны, хотя в период с 1980 по 1993 годы Центральный банк регулярно проводил валютные интервенции для укрепления курса норвежской кроны по отношению к доллару. В 1999 г. центр тяжести в денежной и валютной политике был смещен с текущего регулирования курса кроны по отношению к евро в сторону создания финансовых и экономических условий, имеющих значение для обеспечения стабильности кроны к евро на более длительную перспективу. В основу такой политики положены 2 принципа: во-первых, рост цен и издержек производства должен быть доведен до уровня, к которому стремятся основные европейские торговые партнеры Норвегии, а во-вторых, учетная ставка не должна быть завышенной, чтобы не провоцировать замедление темпов экономического развития до такой степени, когда может быть утрачено доверие к национальной валюте страны.

Управление средствами Государственного нефтяного фонда, который создан и функционирует в соответствии с одноименным законом от 22 июня 1990 г., занимает одно из ведущих мест в кредитно-денежной политике Норвегии. Закон «О Государственном нефтяном фонде» регулирует вопросы аккумулирования средств в этом фонде, а также порядок управления этими средствами. В данном правовом акте особо подчеркнуто, что средства Фонда представляют собой финансовую основу для достижения долгосрочных целей государства, с привлечением для этого доходов от эксплуатации норвежских нефтегазовых месторождений.

Фонд формируется за счет денежных средств от добычи нефти и газа, поступающих в него через госбюджет, и дополняется прибылью от аккумулированных накоплений. Капитал Фонда складывается из следующих денежных поступлений: совокупные доходы от налогообложения нефтегазодобычи, взимаемые в соответствии с законами «О налогообложении деятельности при эксплуатации месторождений углеводородного сырья на норвежском континентальном шельфе» и «Об осуществлении нефтегазодобывающей деятельности»; доходы от сборов за выбросы в атмосферу CO2 при осуществлении нефтегазодобычи на континентальном шельфе; государственные доходы по соглашениям об отчислениях чистой прибыли в рамках отдельных лицензий на добычу углеводородного сырья; дивиденды по акциям «Статойл», «Норск Гидро», «Петоро»; доходы государства от возможных продаж своих долей участия в нефтяных компаниях. За вычетом: прямых инвестиций государства в нефтегазодобычу; отчислений государства в Государственный фонд страхования нефтегазодобычи. В законе подчеркнуто, что средства фонда могут использоваться лишь для перевода определенных сумм в государственный бюджет по решению стортинга и не должны расходоваться иным образом, в т.ч. на предоставление средств Фонда в виде кредитов государству или частным физическим и юридическим лицам. Хотя закон о Государственном нефтяном фонде вступил в силу с 1 января 1991 г., первые перечисления в Фонд были произведены только в мае 1996 г., поскольку в 1991 — 95 гг. бюджет сводился с дефицитом. Таким образом, важным условием перечислений средств в Фонд является профицит госбюджета.

<< Предыдущая страница   [1] ... [25] [26] [27] [28] [29][ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] ...  [64]   Следующая страница >>