Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Политика перераспределения доходов Норвежского государства призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности. Норвегия — страна с наилучшими в Европе социальными программами:

• Норвежская семья, живущая за чертой города, получает за каждого ребенка более 1.600$.

• Норвежские дети посещают бесплатные детские сады.

• Работающим норвежским женщинам оплачивается десятимесячный декретный отпуск.

• Работающим норвежцам полагаются специальные денежные доплаты на время отпусков.

• Аренда квартир субсидируется государством.

• Все расходы на образование покрываются государством.

• Медицинское обслуживание, включая зубоврачебную помощь, является бесплатным для постоянных жителей Норвегии. Государство оплачивает им лечебные путевки на Канарские острова и в другие курортные места, если они в этом нуждаются.

• Пособие по старости эквивалентно заработной плате квалифицированного индустриального рабочего [6, С. 36].

При этом на ближайшие десятилетия в Норвегии не предвидится какого-либо сокращения государственных ассигнований на социальные нужды.

Одной из наиболее важных социально-экономических сфер, реформированию которой уделяется большое внимание в Норвегии в последнее время является сфера пенсионного обеспечения. Сейчас выплаты пенсий по старости и нетрудоспособности из госбюджета уже составляют 100 млрд. крон в год. При этом численность неработающих, составляющая более 1 миллиона человек на данный момент, будет в ближайшие годы увеличиваться по причине старения населения.

В Норвегии в 2002 г. была создана специальная комиссия по подготовке предложений о реформе системы пенсионного обеспечения. Комиссия, возглавляемая бывшим министром финансов С. Юнсоном, изучает возможности аккумулирования средств, получаемых от уплаты налогов по социальному страхованию, и «нефтяных денег» в крупных фондах. Такое фондирование позволит добиться определенной независимости от государственных финансов, а также использовать прибыль, получаемую от размещения этих средств на фондовых рынках, что также облегчит давление на бюджет. Все политические партии Норвегии поддерживают данную идею, расходясь лишь по отдельным непринципиальным деталям ее реализации.

Очень важное место в экономической политике королевства занимает региональная политика, так как она направлена на выравнивание различных регионов Норвегии в их экономическом развитии, что весьма актуально для нашей страны с ее проблемами в данной области. В региональной политике в последнее десятилетие произошли существенные изменения. Правительство провозгласило курс на децентрализацию, которая полностью опирается не на макроэкономические соображения, а на социально-культурные особенности регионов. Если ранее норвежское государство в отношении регионов проводило политику создания так называемых «центров экономического роста», то в последнее десятилетие главный тезис региональной политики звучит следующим образом: «люди должны жить там, где они родились», то есть поддержка направлена на то, что бы помочь человеку трудоустроиться и самореализоваться в том районе, где он родился [11, С. 34].

Выравнивание социально-экономического развития регионов ежегодно обходится норвежскому правительству в 2,5 млрд. крон. Государственное финансирование носит рамочный или специализированный характер, то есть средства госбюджета направляются на специальные цели, которые заранее оговорены. Рамочные переводы денег в коммуны должны компенсировать недостатки в составе населения и качестве его, а так же должны обеспечить равенство услуг предоставляемых коммунами населению. Объемы государственного финансирования регионов зависят от таких объективных факторов как демографическая характеристика, доля детей, способы размещения населения, на которые коммуны не в состоянии влиять. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что важным аспектом региональной политики Норвегии является государственная поддержка северных провинций страны (Тромс, Финнмарк). В этих регионах физическим и юридическим лицам предоставляются налоговые льготы, которые предусматривают снижение налога на работодателя (в Финнмарк до 0 %) и значительное уменьшение размеров подоходного налога.

2.3 Воздействие государства на развитие топливно-энергетического комплекса

В рамках экономической политики Норвегии государство осуществляет воздействие на приоритетные отрасли национальной экономики. Государственные предприятия функционируют во многих отраслях народного хозяйства, но в топливно-энергетическом секторе они создавались с целью установления контроля над приоритетными сферами экономики. Кроме того, что доходы нефтегазодобывающей промышленности и энергетического комплекса королевства дают огромные финансовые поступления в государственный бюджет Норвегии, эти отрасли экономики обеспечивают развитие других секторов народного хозяйства страны. Именно поэтому норвежское государство уделяет особое внимание регулированию топливно-энергетического комплекса страны.

<< Предыдущая страница   [1] ... [29] [30] [31] [32] [33][ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] ...  [64]   Следующая страница >>