Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

Одной из наиболее характерных черт экономической политики Норвегии является стремление к выравниванию уровня деловой активности в различных регионах страны. Для развития промышленности в окраинных районах королевства была разработана региональная политика, в основе которой лежала государственная поддержка посредством субсидий, льготного кредитования и улучшения инфраструктуры. Первой серьезной инициативой в этой сфере стал план «Северная Норвегия», принятый в 1952 г. Был учрежден Банк развития Северной Норвегии, предоставлявший займы и гарантии под займы как инструмент дополнительного финансирования, если другие источники уже исчерпаны. Инвестиции фирм в регионе освобождались от налогов и принимались меры по улучшению коммуникаций, оптимизации энергоснабжения и развитию профессионального обучения в северных районах страны.

«Северная Норвегия» продолжала пользоваться приоритетом до конца 1960-х гг. План удалось реализовать — по крайней мере частично. Доля северных регионов в ВВП и общий показатель занятости увеличились. В промышленности и сфере услуг с 1950 по 1960 г. было создано 23 тыс. рабочих мест. Больше всего от политики стимулирования выиграли города и центральные поселки. В традиционных же областях экономической деятельности северных районов королевства — в сельском хозяйстве и рыболовстве — количество рабочих мест за тот же период времени сократилось на 17—18 тысяч [18, Р. 93]. Это объясняется тем, что ситуацию на севере Норвегии можно было улучшить, инвестируя промышленность, расположенную в основном в городах северных регионов, т.е. местные центры укреплялись за счет периферийных территорий и профессий.

В начале 1960-х гг. региональная политика правительства Норвегии расширила свои географические пределы: к регионам Северной Норвегии добавились провинции Треннелаг и Тромс. В 1960 г. был учрежден Фонд регионального развития, действующий на основе методов, уже использованных при реализации плана «Северная Норвегия». К началу 1970-X к этим методам добавилось субсидирование инвестиций, объемы которого колебались в зависимости от региона. Созданию Фонда регионального развития предшествовала крупная политическая кампания за расширение и развитие промышленности в норвежских регионах, проведенная Норвежской рабочей партией.

С середины 1960-х гг. в региональной политике господствовала концепция «центров роста», суть которой сводилась к тому, что центры экономического роста создавались за счет концентрации ресурсов, предназначенных для промышленного развития регионов, в городах и крупных населенных пунктах в северных и центральных провинциях Норвегии. Именно туда, по замыслу авторов концепции, должна была начаться миграция населения с периферии, что в свою очередь, защитило бы от перенаселенности крупнейшие города страны. Периферийные центры экономического роста стали инструментом региональной политики, который позволил предотвратить массовое переселение норвежцев в южные и юго-восточные регионы королевства. Подавляющую часть ресурсов на осуществление этой стратегии выделил Фонд регионального развития.

Несмотря на то, что региональная политика сдерживала неравномерное развитие разных частей Норвегии, она не ставила своей целью поддерживать каждый вид экономической деятельности или сохранять существующий уровень заселения различных районов страны. Меры по сглаживанию межрегиональных различий были одной из составляющих государственной экономической политики, направленной на обеспечение промышленного роста, который должен был отражать интересы периферийных районов страны. Если этого не происходило, правительство не ограничивало экономический рост, а ограничивало его негативное воздействие на регионы.

Региональная политика государства напрямую связана с социальной политикой. Это объясняется тем, что в Норвегии коммунальные учреждения сами по себе во многом представляют собой механизмы распределения и перераспределения социальных благ в местном и региональном масштабах. В 1960—1970-е гг. была проведена реформа системы коммунального управления, в рамках которой происходило слияние и укрупнение административно-территориальных единиц. Целью проведения реформы было создание таких административных единиц, которые были бы способны более эффективно создавать материальные блага и играть роль посредников экономической политики государства. Укрупнение коммун привело к росту централизации, которая, в свою очередь, должна была оптимизировать на местах систему социального обеспечения. Отметим тот факт, что органы местного самоуправления могут обеспечить максимальную доступность услуг в области среднего образования и здравоохранения лишь при сравнительно большой численности населения на подконтрольной территории.

Государство реализовывало социальную политику посредствам субсидирования коммун. В 1970 — 80-е гг. финансирование социальных программ осуществлялось по двум основным схемам: специальные субсидии на конкретные цели и субсидии общего характера, направляемые на сглаживание межрегиональных различий. Целевые субсидии предоставлялись в зависимости от экономического положения получателя. Например, в период с 1974 по 1982 гг. расходы на содержание средних школ в Согне, Фьордане, Нурланне, Тромсе и Финмарке на 75% покрывались за счет целевых государственных субсидий, в то время как в Осло эти же статьи покрывались — на 35% [69, Р. 51]. Субсидии общего характера направлялись в регионы, в которых был самый небольшой уровень налоговых поступлений. В качестве примера можно привести тот факт, что в 1970-е гг.

<< Предыдущая страница   [1] ... [21] [22] [23] [24] [25][ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] ...  [64]   Следующая страница >>