Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Представительство в Учредительном собрании составили депутаты от всех социальных слоев Норвегии за исключением крестьянства. Сразу после начала работы в Учредительном собрании сформировались две неравные группировки («партии») — Самостоятельная партия и Союзная («уонистскую») партия. Самостоятельная партия поддерживала политику принца Кристиана Фредерика и требовала полной самостоятельности Норвегии. Союзная («уонистская») партия поддерживала союз со Швецией, потому что лидеры партии считали, что Норвегия недостаточно сильна для того, что бы быть самостоятельной. Общим, в деятельности обеих партий было то, что они требовали принятия отдельной Конституции Норвегии.

3. Апрельский проект Конституции создавал Конституционный комитет (Konstitusjonkomiteen), в который входило 15 человек. Помимо Конституционного комитета были образованы специальные тематические комитеты, обсуждавшие отдельные части будущей Конституции: форму правления, избирательное право, законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, и т.п.

Апрельский проект Конституции представлял собой единый текст. Он не был разбит на главы, параграфы следовали один за другим по принципу ассоциативности и важности. Предложенный апрельский проект содержал 115 параграфов, в дальнейшем проект был переработан, разбит на разделы и представлен Учредительному собранию. 16 мая проект Конституции был окончательно утвержден Учредительным собранием, 17 мая он был подписан принцем регентом Кристианом Фредериком и всеми депутатами Учредительного собрания. В тот же день принц-регент Кристиан Фредерик был единогласно избран норвежским Королем.

4. Конституция Норвегии 17 мая 1814 г. юридически закрепляла, что Королевство Норвегия является свободным, независимым и неделимым, формой правления в виде ограниченной и наследственной монархии (например, все принятые Королем решения для своей действительности нуждались в контрассигнации органов государственной власти в зависимости от сферы принятия решения). Оппозицией в Конституцию был внесен ряд дополнительных ограничений, которые могли бы предотвратить возможные в будущем объединения государства в унии при условии подчиненного положения Норвегии, сохраняя для Норвегии статус независимого государства.

5. В Конституции закреплялс принцип не разделения, распределения государственной власти.

Парламент Норвегии (Стуртинг) состоял из двух палат — Одельстинга и Лагтинга. Лагтинг избирался Стуртингом на первом заседании из депутатов парламента и составлялА часть депутатов, остальные % депутатов образовывали Одельстинг. Парламент предусматривался как однопалатный орган, однако он обладает определенными чертами двухпалатности.

Формально по Конституции Король является главой исполнительной власти, но фактически исполнительная власть делегирована им Государственному совету (правительству), который формировался Королем и считался не подконтрольным парламенту (Стуртингу) при наличии косвенной ответственности своих членов перед парламентом.

В Конституции предусматривалось создание двух высших судебных инстанций Государственного суда и Верховного суда. Устоявшееся правило подразделения судебных инстанций на суды общей и специальной компетенции, различающиеся по своему объему юрисдикции, в основном законе отражено лишь схематично, в связи с тем, что судебная система Норвегии продолжала сохранять специфические формы полуфеодального правосудия.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в Конституции был закреплен принцип не разделения властей, а принцип перераспределения государственной власти. Фактически это означает, что Конституция Норвегии, формально закрепляя принцип разделения властей, наделяет каждую из этих властей дополнительной функций взаимного контроля, когда, осуществляя то или иное полномочие, орган становиться объектом осуществления полномочия другого органа, равного ему по статусу. В результате достигается требуемое единство власти не через ее разделение, а через ее распределение.

7. Отдельный раздел Конституции посвящался правовому статусу граждан, правам и свободам человека и гражданина. Все депутаты соглашались с требованиями наиболее либерально настроенной части оппозиции в необходимости создания гарантий неприкосновенности граждан, а также определения пределов права государства на вмешательства в частную жизнь граждан. Основаниями закрепления в основном законе данных положений послужил опыт конституционализма зарубежных стран, и, в первую очередь, Великобритании и США.

Глава III. Историко-политические аспекты принятия ноябрьской Конституции 1814 г.

§ 1. Изменение политической обстановки. Уния со Швецией

С принятием Конституции Норвегии 17 мая 1814 года, Норвегия из бесправной, в юридическом смысле, части абсолютной монархии превратилась в конституционно оформленное самостоятельное государство с формой правления в виде ограниченной монархии с весьма либеральным политическим строем. Однако избранный национальным собранием Королем Норвегии принц-регент Кристиан Фредерик не был признан в качестве такового монархами других стран, и в первую очередь Швеции и России. Шведы осознали, что происходит, в том, что произошло в Норвегии, они видели лишь происки Копенгагена. Шведский крон принц Карл Юхан, командовавший союзной Северной армией, был какое то время захвачен событиями во Франции, где надеялся сыграть определенную роль. Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов окончательно похоронила смутные надежды крон принца Швеции на Францию, поэтому события, происходящие в «мятежной» Норвегии, приобрели для Карла Юхана первостепенное значение. Норвежский вопрос снова оказался предметом переговоров российских дипломатов и шведского Короля. В результате переговоров Александра I с Карлом Юханом, прошедших в апреле 1814 г. в Париже, миссия союзных уполномоченных (Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия) посетила в мае-июне 1814 года Копенгаген и Кристианию (совр. Осло). Миссию возглавил молодой российский генерал и талантливый дипломат М.Ф. Орлов.

В самом начале июля 1814 года миссия прибыла в Кристианию, где начались сложные переговоры с избранным Королем Норвегии Кристианом Фредериком. Швеция настаивала на том, что за революционными событиями в Норвегии стоит Дания, однако союзные уполномоченные не согласились с этим утверждением. Во время проходивших в июле в Кистиании переговоров союзных уполномоченных избранным Королем Норвегии Кристианом Фредериком и норвежским правительством была сделана серьезная попытка разрешить шведско-норвежский конфликт мирным путем. Огромный вклад в решение шведско-норвежского конфликта внес русский диплома М.Ф. Орлов. Он сумел убедить Кристиана Фредерика прекратить сопротивление и начать конструктивные переговоры со Швецией. К этому времени наиболее дальновидные норвежские политики, и сам Король Кристиан Фредерик осознали тщетность своих надежд добиться поддержки Великобритании. Эта поддержка была необходима Норвегии для сохранения самостоятельности как государства. Однако, несмотря на широкую поддержку общественных сил в самой Великобритании, английское правительство придерживалось политики невмешательства. При подобном стечении обстоятельств норвежцам стало ясно, что уния со Швецией неизбежна, теперь речь шла о том, чтобы добиться максимально благоприятных условий унии, прежде всего, сохранения основных положений Конституции 17мая. В ходе переговоров М.Ф. Орлов и Кристиан Фредерик начали разрабатывать изменения, которые предполагалось внести в текст Эйдсвольской Конституции.

<< Предыдущая страница   [1] ... [25] [26] [27] [28] [29][ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] ...  [42]   Следующая страница >>