Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Норвегия соглашалась вступить в унию со Швецией, однако данное решение должно было быть оформлено на внеочередном заседании Стуртинга, сформированного по Эйдсвольской Конституции. Норвежцы были вынуждены согласиться с предложенными условиями, так как передними стоял выбор — сохранить Конституцию, пожертвовав избранным Королем, или продолжить военные действия против Швеции.

После подписания Мосского соглашения основной задачей норвежцев стало сохранение как можно большей независимости в рамках унии, а также сохранение как можно более не измененной Конституцию Норвегии 17 мая. Переговоры по вопросам изменения Конституции Норвегии продолжались в течение сентября-октября 1814 г. Шведы стремились добиться максимально возможного сближения Швеции и Норвегии в рамках личной унии, в частности — усилить королевскую власть, норвежцы же наоборот — сузить прерогативы Короля и сохранить все то, что подчеркивало бы независимый статус Норвегии в рамках унии.

Также в сентябре 1814 года в Норвегии, в соответствии положениями, зафиксированными в Конституции 17 мая, прошли выборы в Стуртинг и 7 октября 1814 г. в Кристиании открылись внеочередные заседания Стуртинга, которому избранный Король Норвегии Кристиан Фредерик передал заявление об отречении. Часть депутатов внеочередного Стуртинга отказывалось принять унию со Швецией — именно такой мандат они получили от своих избирателей. Но число таких депутатов постоянно сокращалось, и 20 октября, в день окончания перемирия, только пять депутатов проголосовали против объединения со Швецией на условиях, которые еще предстояло выработать. 21 октября депутаты Стуртинга большинством голосов одобрили положения, зафиксированные в Мосских соглашениях, подтвердив тем самым их легитимность. В течение октября Стуртинг не только принял заявление Кристиана Фредерика об отречении, но и в короткие сроки внес в Эйдсвольскую Конституцию необходимые для унии изменения.

§ 2 Основные положения Конституции Норвегии 4 ноября 1814 г.

Как уже отмечалось, 7 октября 1814 года в Кристиании открылось внеочередное заседание норвежского парламента. В нем принимали участие и представители Королевства Швеция. Крон-принц Швеции Карл Юхан из норвежского города Фредрикхалл (совр. Халлен — прим.автора), внимательно следил за всеми перипетиями на Стуртинге и на постоянных переговорах шведских уполномоченных под руководством генерала Адлеркрёйц (Adlercreuntz) с норвежским правительством и руководством Стуртинга. Шведские представители пытались навязать норвежцам свои условия унии: так, предложенный ими первый параграф должен был получить следующее звучание: «Королевство Норвегия совместно с Королевством Швеция будет составлять свободное, независимое и неотделимое государство, управляемое Королем. Форма правления будет ограниченно-монархической».

Однако эта формулировка не подошла норвежцам, большинство депутатов Стуртинга настаивали на сохранении формулировки первого параграфа Эйдсвольской Конституции с изменениями, лишь юридически закрепляющими переход Норвегии из унии с Данией в унию со Швецией.

Депутатом Стуртинга В. Кореном была предложена следующая формулировка первого параграфа: «Королевство Норвегия является самостоятельным, неделимым и независимым государством, объединенным со Швецией одним Королем. Форма правления — ограниченная и наследственно-монархическая». Данное предложение было принято большинством депутатов Стуртинга, и именно эта формулировка была внесена в текст ноябрьской Конституции Норвегии. Шведские представители вынуждены были уступить и согласиться с подобной формулировкой.

Так же Стуртингом был определен конституционный статус главы государства. Король сохранял за собой функции главы исполнительной власти (§ 3 — исполнительная власть есть Король), однако был предусмотрен специальный пост Вице-Короля или Управителя, которого назначал вместо себя Король на время своего отсутствия. Предусматривалось, что, в случае невозможности выполнять свои обязанности самостоятельно, Король делегирует свои полномочия Вице Королю или Управителю при условии поддержки подобных действий Государственным советом Норвегии (минимум 5 членов). Конституция закрепляет право Вине-Короля или Управителя управлять Королевством подчеркивая, что управление должно осуществляться от имени Короля и в его пользу, неукоснительно соблюдая положения настоящей Конституции, а так же специальные указания Короля (§ 13).

В целях предупреждения узурпации власти правящей династией определялось, что Вице-Королем или Управителем не может быть Наследный Принц или его старший сын, но только Король вправе установить возраст совершеннолетия для Вице Короля.

Назначал Вице Короля или Управителя Король, он же контролировал функционирование Вице Короля. В случаях, когда назначался Управитель Королевства, осуществление им своих полномочий контролировалось совместно Королем и Государственным советом. Именно в связи с этим Государственный совет Норвегии имел право снять с должности Управителя и потребовать у Короля назначить Управителем другое лицо. Изменялась и формулировка параграфов 13 и 14: «Король пребывает в Норвегии некоторое время в особо важных случаях по важным государственным делам». Вице Король не должен бы покидать страну более, чем на три месяца в году (§ 1314).

Несколько видоизменялись и правила престолонаследия. Так как Норвегия объединялась со Швецией в рамках личной унии, то в случае отсутствия прямого наследника, предусматривалось, что кандидатуру наследника престола может предложить как Король, так и шведская сторона. По Конституции 17 мая 1814 года предусматривалось, что при отсутствии наследника престола Король должен предложить Стуртингу своего наследника (ближайшего по прямой линии). Однако Стуртинг имел право не согласиться с предложенной кандидатурой приемника королевской власти, и, в этом случае, Стуртинг сам выбирал будущего Короля Норвегии (§ 6 Конституции Норвегии 17 мая 1814 года).

В соответствии с внесенными в Конституцию 17 мая изменениями, право предложения наследника престола закреплялось не только за Королем и Стуртингом, но и за парламентом Швеции. Предусматривалось, что в случае отсутствия прямого наследника кандидатура будущего Короля должна быть утверждена специально созванным выборным Национальным собранием обеих Королевств — Швеции и Норвегии.

<< Предыдущая страница   [1] ... [28] [29] [30] [31] [32][ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] ...  [42]   Следующая страница >>