Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

каналы петербурга экскурсии . Пять оригинальных маршрутов. Электронные билеты можно применить в любой день навигации. Только живые экскурсоводы и опытный экипаж.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Норвежцы сумели вынудить Швецию признать легитимность Эйдвольской Конституции, навязать Королю Швеции свои условия унии, сохранить завоеванную свободу и независимость. Это безусловное завоевание норвежцев, но, несмотря на формальное равенство Швеции, и Норвегии во многом оно было зафиксировано лишь на бумаге, так как многие полномочия Короля, по сути, давали ему неоспоримые преимущества. Формально Конституция Норвегии закрепляла равноправие двух королевств, но равноправие это было лишь кажущимся, поскольку внешняя политика проводилась исключительно в соответствии с интересами Швеции. Как уже отмечалось, Норвегия вообще не имела собственных представительств в зарубежных странах. Наместник в Норвегию назначался единолично Королем Швеции, шведское присутствие ощущалось всюду от системы образования до управления государством.

В свою очередь норвежцы, основываясь на положениях Конституции 17 мая, считали свое Королевство отдельным от Швеции. М.А. Могунова указывает: «Следует отметить, что навязанная стране уния понималась в Швеции и Норвегии по-разному. Шведская королевская власть считала Норвегию своей собственностью, а норвежцы заявляли, что «независимая Норвегия свободно соединилась со Швецией, следовательно, имела право решать сама и так, как ей заблагорассудиться, свои внутренние дела и должна занимать в унии, безусловно, равное со Швецией место». Шведского Короля Карла XIII норвежцы часто называли Карлом II, а кронпринца Швеции Карла Юхана, который в 1818 г. после кончины Карла XIII взошел на троны Швеции и Норвегии как Карл XIV Юхан, по норвежскому счету именовали Карлом III. Карл XIV Юхан несколько раз в последствии пытался осуществить более тесное сближение двух Королевств, но наталкивался на упорное сопротивление норвежцев.

§ 3. Факторы, определившие содержание Конституции Норвегии

Особый интерес для исследования представляет вопрос: какие идеи и принципы были положены в основу Эдсвольской Конституции. Отцы основатели норвежской Конституции являлись наиболее прогрессивными и образованными людьми своего времени, поэтому опыт конституционализма зарубежных стран нашел свое отражение в основном законе государства. Прежде всего, это принцип разделения властей, закрепленный в Конституции США 1787 г.

Конституция Норвегии, формально закрепляя принцип разделения властей, наделяет каждую из этих властей дополнительной функций взаимного контроля, когда, осуществляя то или иное полномочие, орган становиться объектом осуществления полномочия другого органа, равного ему по статусу. В результате достигается требуемое единство власти не через ее разделение, а через ее распределение. Так как традиционные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, не исчерпывают полностью функций государственной власти как таковой, то создавалась еще одна особая ветвь власти. Она должна была своими функциями ликвидировать пробелы функций государственной власти, это в первую очередь функции главы государства, которые тот не может ни делегировать, ни исполнять лично, например, право монарха назначать Государственный совет и осуществлять действия, не проистекающие из исполнения законов.

Конституция подробно закрепляла конституционный статус Короля, определив его как «нетипичную» ветвь власти в механизме разделения властей, предусмотрев для него полномочия в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Король является «стражем» и «гарантом» Конституции, из чего следуют особый его полномочия. «Одним словом, — как заметил известный английский исследователь, — очевидно, роль монархии не может быть сведена к редкому исполнению полномочий при чрезвычайных ситуациях. Право консультирования, поощрения и предупреждения может дать достойному (prudent) монарху большую степень влияния, нежели ему предоставляется каталогом «властей». Затем, не следует упускать из виду неосязаемый, почти мистический элемент монархии как символа национального единства, стоящего вне партийных дрязг и споров, — то чем никогда не может стать президент как глава своей страны». На подобное закрепление в Конституции принципа распределения, а не разделения властей между ее главными ветвями, а также на регулирование статуса королевской власти, оказала влияние также Французская Конституция 1791 г.

Конституции Норвегии закрепляла право контрассигнации решений Короля, и предусматривала форму ответственности членов Государственного совета пред Королем и парламентом, что, безусловно, явилось отражением шведской формы правления 1809 г.

Правительство (Государственный совет) рассматривается в Конституции как один из важнейших органов государственной власти, которому глава государства делегировал свои исполнительные полномочия. Однако роль правительства фактически только этим формальным предназначением не исчерпывается. Правительство, по сути, становиться настоящим исполнительным комитетом, однако в отличие от парламентарных государств того времени полностью отделенным от господствующей политической партии или коалиции нескольких партий. Норвежский Государственный совет формируется Королем и не подконтролен парламенту (Стуртингу) при наличии косвенной ответственности своих членов перед парламентом.

На положение и структуру Стуртинга громадное влияние оказала Конституция Батавской (Нидерланды) республики 1798 г. в части разделения парламента на две камеры (части, а не палаты). Существует две точки зрения на причины такого разделения.

Первая высказана М.А. Исаевым с его работе посвященной основам конституционного строя Норвегии. М.А. Исаев считал, что подобное разделение парламента на две камеры предусмотрено с целью обеспечения должного процессуального порядка при обсуждении законопроектов, при условии, что в стране отсутствуют предпосылки для учреждения второй, как правило, аристократической, палаты (дворянство было законодательно отменено в Норвегии в 1821 г.).

Другая точка зрения на подобное бикамеральное разделение Стуртинга, как отмечает норвежская историография, заключалась в том, что в начале XIX в. не существовало четкого понимания закона как источника права.

<< Предыдущая страница   [1] ... [31] [32] [33] [34] [35][ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42]   Следующая страница >>