Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Таким образом, ноябрьская Конституция предусматривала выборы в Национальное собрание, в соответствии с действующим на тот момент законодательством государств (отдельно в Швеции и отдельно в Норвегии). Депутаты Национального собрания формировали специальный общий Комитет из своих членов, который имел право принять или отвергнуть предложение Короля или выдвинуть свое. После этого вопрос о престолонаследнике выносился на голосование в каждом Национальном собрании (Швеции и Норвегии). Предложение считалось принятым, если оно было утверждено большинством голосов депутатов Национального собрания. Далее вопрос престолонаследия обсуждался на пленарном заседание Стуртинга и утверждался большинством голосов депутатов парламента, а также выборными лицами шведского Королевства (они избирались в Национальном собрании Швеции, и входили в специальный Комитет Швеции-Норвегии) (§ 9).

Однако предусматривалось, что специально сформированный Комитет не вправе изменить существующие законы, и, в первую очередь, Закон о престолонаследии. Таким образом, закреплялись права правящей династии на престол. Конституция предусматривала законодательное закрепление предельного возраста Короля. По достижении предельного возраста, Король публично слагает с себя все полномочия. Закон, определяющий предельный возраст Короля, создавался совместно норвежским Стуртингом и шведским Советом, или, если оба парламента были не готовы принять подобный закон, выборными Народными собраниями обеих Королевств. Процедура выборов Национальных собрания и формирования специального Комитета, повторяла процедуру, предусмотренную § 9, приведенную выше. Внесение в Конституцию подобного ограничения связано с той династической ситуацией, которая сложилась в Швеции в начале XIX вв. Старый и немощный Король Швеции Карл XIII не мог фактически управлять государством, фактически решение всех важных политических вопросов осуществлялось крон принцем Швеции Карлом Юханом, который не хотел ждать смерти Короля Швеции для того, чтобы получить всю полноту власти. Именно в его интересах в Конституцию и была внесена подобная норма. Но несмотря на закрепление в Конституции § 9, подобный закон не был принят, так как смерть Короля Швеции Карла XIII 1818 году, позволила Карлу Юхану взойти на престол под именем Карла XIV (норвежцы именовали его Карлом III), а также основать свою династию. Однако в современной Конституции Норвегии сохранен параграф, предусматривающий условия принятия подобного закона.

Привилегии Короля (личная неприкосновенность, не ответственность за свои действия, право на цивильный лист, а также обязанности исповедовать евангелистско-лютеранскую религию, соблюдать и защищать ее, право Короля решать вопросы обо всех официальных, церковных и иных богослужениях) оставались неизменными (§ 4—6).

Изменялись и некоторые прерогативы Короля как главы государства. Его нормотворчество было ограничено Стуртингом. Конституция предусматривала право Короля издавать и отменять ордонансы, однако они не должны были противоречить Конституции Норвегии и законам, принятым Стуртингом. Все законодательные акты Короля носили временный характер вплоть до утверждения их на очередном заседании парламента Норвегии. Король был обязан обеспечить сбор налогов и пошлин, установленных Стуртингом, сам он не имел права устанавливать какие-то ни было налоги. Отдельно оговаривалось, что Норвежская казна храниться в Норвегии и туда поступают все доходы Норвегии (§ 17—21).

Король сохранял право назначения и увольнения всех должностных лиц в государстве, право помилования в Государственном совете, право награждения лиц, которых он посчитает достойными. Король назначает и увольняет по собственному усмотрению начальника Королевской обслуги и Представителей Суда.

Король сохранял полномочия верховного главнокомандующего, но Конституция регулировала условия осуществления этих полномочий, предусматривая жесткий контроль со стороны Стуртинга. В мирное время численность норвежских военных сил Королевства не может быть увеличена или сокращена без согласия Стуртинга (это касалось и норвежских военных частей, дислоцированных в Швеции). Норвежский Король имел право держать в Швеции свою гвардию из добровольцев и мог на короткое время (не более 6 недель в году) принимать участие в совместных учениях двух королевств (общей численностью не более 3000 вооруженных военнослужащих), не привлекая к учениям личную гвардию. Стуртинг дает согласие на использование военных сил за пределами Норвегии, а также на привлечение иностранных военных сил на территорию Норвегии, за исключением случаев, когда такое привлечение сил направлено на отражение нападения на страну. Норвежская армия выступает под Норвежским Флагом.

В мирное время в норвежской армии служат только добровольцы и профессионалы. Остальная норвежская армия не покидает границ Норвегии (§ 25). Это было существенным изменением Эйдвольской Конституции, так как в ней закреплялась всеобщая воинская повинность для граждан Норвегии (§ 109 Конституции Норвегии 17 мая 1814 г.), изменения, внесенные в Конституцию, закрепляли всеобщую мобилизацию лишь в случае нападения на Норвегию. Всеобщая воинская повинность закреплялась и в § 108 ноябрьской Конституции, однако подчеркивалось, что осуществление этой повинности в мирное время возможно лишь на территории Норвегии. Внеся подобные ограничения, депутаты норвежского парламента старались предотвратить ситуации, когда норвежские граждане вынуждены, были бы воевать за чуждые им интересы шведской Короны. Норвежцы также опасались, что Король будет стремиться к слиянию вооруженных сил двух стран для использования их в военных авантюрах, поэтому они ограничили право Короля свободно распоряжаться норвежской армией и военно-морским флотом.

Таким образом, Король вправе был созывать войско для участия в военных действиях по защите Королевства, но для реализации этого права он нуждался в одобрении своих намерений Госсоветом Норвегии во главе с Премьер-министром, а так же Правительством Швеции, которые должны были выработать совместно с Королем план военной компании, и заключить соглашение, о поддержке утвердив военные планы Короля (§ 25—28).

<< Предыдущая страница   [1] ... [29] [30] [31] [32] [33][ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] ...  [42]   Следующая страница >>