Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Идеи французского просвещения, основы политико-правового учения Ш.Л. Монтескье, с его решительным отказом от теологической картины мира, с попыткой материалистического обоснования своей концепции, были близки радикально настроенной части депутатов Учредительного собрания. Именно поэтому не меньшее, а может даже и большее противостояние мнений депутатов, чем вопрос о форме правления, вызвали положения будущей Конституции, призванные регулировать функцию парламента.

Таким образом, принцип разделения властей был воспринят большинством представителей в Учредительном собрании, однако опыт конституционного регулирования в условиях того времени привел к существенной редакции этого принципа и замене на принцип распределения власти среди наиболее важных ее отраслей: законодательной, исполнительной и судебной.

Во многом теоретическую базу под подобную редакцию принципа разделения властей подвел Ж.-Ж. Руссо с идеей народного суверенитета. Норвежская Конституция в § 1 говорит о собственной форме правления как об «ограниченной и наследственной монархии», при этом § 49 ее гласит: «народ осуществляет законодательную власть посредством Стуртинга». Обеспечивая народное представительство и разделение власти в Конституции предусматривался двухпалатный парламент.

М.А. Исаев в своей работе «Основы конституционного строя Норвегии» приводит два основания такого двухпалатного разделения парламента. Первая точка зрения касается традиционных для того времени представлений о конституционализме. «Дж. С. Милль, по этому поводу писал: «Сильнее всего, по моему мнению, в пользу двух палат (и этому аргументу я придаю некоторое значение) говорит вредное влияние, оказываемое на представителя власти — единичного и коллективного — сознанием, что все зависит от него одного. Мне представляется очень существенным, чтобы никакое собрание людей не могло даже временно руководствоваться принципом sic volo (так хочу). Большинство при однопалатной системе, когда оно составлено из одних и тех же лиц, привыкших действовать сообща и всегда уверенных в победе, — легко становится деспотическим и высокомерным, если оно избавлено от необходимости считаться с другой установленной властью».

Другая причина разделения Стуртинга на две палаты, как отмечает норвежская историография, заключалась в том, что в начале XIX в. не существовало четкого понимания закона как источника права. Определенный вклад в эту неясность внесла, как известно, Французская революция, провозгласившая в одном из своих основополагающих актов (Декларация права человека и гражданина 1789 г., п. 5), что закон «есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании». Однако, как известно, практика претворения этого постулата, автором которого являлся Ж.-Ж. Руссо, показала его несостоятельность. Последнее, выразилось в своеобразном дуализме понятия закона, с которым столкнулась конституционная наука первой половины XIX в. С одной стороны, закон понимался как правовой акт, регулирующий различные стороны жизни людей, с другой закон понимался как акт, исходящий от законодательной власти, т.е. как акт парламента.

Подобный дуализм вкупе с прямым заимствованием структуры Лагтинга из Конституции Батавской (Нидерланды) республики 1798 г. и оказал влияние на разделение Стуртинга на две части».

По Конституции предусматривалось избрание Стуртинга на основе народного представительства путем косвенных выборов каждые 3 года. Завершаются выборы в декабре месяце. В Конституции были предусмотрены специальные учреждения, осуществляющие организационные функции при проведении выборов: в сельской местности выборы проводил Глава местной церкви, в городах — Магистраты, также создавались специальные избирательные комитеты, решавшие споры в отношении избирательного права (§ 54—56). От каждой городской части (крупные города) избиралось 50. Эти представители собираются через 8 дней в заранее известном месте и избирают представителей Парламента. В сельской местности от каждого церковного округа избирается от 100 человек — один, от 200 до 300 — три и т.д. Через 1 месяц выбранные лица также собираются вместе и избирают представителей Парламента.

Конституцией четко устанавливалось число избираемых в парламент представителей, однако предусматривалось, что представители городского населения не должны превышатьА от всей страны.

Несомненным новшеством для конституций того времени было определение в Конституции права делегированного голосования. § 60 гласил: «Те, кто имеет право голоса, но находится вне страны на момент выборов по причине службы в армии или исполняет другие законные обязанности, могут послать свой письменный голос в места голосования, в которых им надлежит голосовать. Их голоса будут учтены».

Конституция определяла правовой статус депутата (§ 61—67). Депутатом мог быть избран каждый, достигший 30 летнего возраста, проживающий в государстве не менее 10 лет и обладающий избирательным правом. Депутатами не могли быть избраны лица, находящиеся на службе у государства или Короля, получающие пенсию от двора. Устанавливался предельный возраст для кандидатов в депутаты — 60 лет. Депутаты пользовались неприкосновенностью в период пребывания в Стуртинге или догори на заседания и обратно, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления.

Заседания Стуртинга должны были проводиться сессионно, наличие кворума при условии присутствия 50 % депутатов (§ 68—73), открывает первое заседание Король. Сессия Стуртинга длится столько времени, сколько он считает необходимым, но не более 3 месяцев Король имел права внеочередного созыва Стуртинга (с объявлением о созыве внеочередной сессии за 6 недель до созыва), в таком случае Стуртинг собирался там, где находится Король.

Как уже отмечалось, Стуртинг состоял из двух палат — Одельстинга и Лагтинга. Лагтинг избирался Стуртингом на первом заседании из депутатов парламента, и составлял Va часть депутатов, остальные Ул депутатов образовывали Одельстинг (§ 74). Конституции не дает определение понятий верхней и нижней палаты Стуртинга, однако зачастую Лагтинг называют верхней палатой, а Одельстинг — нижней, связывая данное разделение со стадиями прохождения законопроекта последовательно от Одельстинга в Лагтинг (§ 76—79).

<< Предыдущая страница   [1] ... [20] [21] [22] [23] [24][ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] ...  [42]   Следующая страница >>