Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Также предусматривалась ограничения, которые не позволили бы Кролю сделать Совет чисто аристократически и сословным органом. § 28 гласил: «Супруги, родители и дети, братья и сестры не могут заседать одновременно в Государственном Совете». Данное положение имело огромное значение для Норвегии, имевшей кране не многочисленную аристократическую верхушку, в основном датского происхождения, тесно связанную родственными узами.

Король обладал правом самостоятельное нормотворчество, правом устанавливать и отменять налоги и повинности, но эти право ограничивались согласием Стуртинга (§ 17—18). Он имел право помилования, назначал и увольнял гражданских, духовных и военных служащих, увольнять премьер-министра и других членов Государственного совета, по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. Король являлся верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами государства. Однако сухопутные и морские силы не могут быть увеличены или сокращены без согласия Стуртинга. Также без согласия Суртинга Король не имел права использовать войска вне границ государства.

Король обладал всеми правами в области внешних сношений, однако наиболее важные назначения в области внешних сношений должны утверждаться Парламентом (§ 20—28).

Король продолжает считаться символом нации, его особа священна и неприкосновенна, что влечет за собой его неответственность за действия в сфере отправления государственной власти (§ 4 «Особа Короля священна; он не может быть осужден или обвинен. Король ответственен перед Советом»).

Таково формальное положение Короля. Однако все принятые Королем решения для своей действительности нуждаются в контрассигнации. Решения по вопросам военного командования контрассигнуются докладчиком по этому вопросу; решения по другим вопросам — премьер-министром, а в случае его отсутствия — первоприсутствующим членом Государственного совета.

Несмотря на все ограничения королевской власти неформальное влияние Короля более чем очевидно. Король — самый информированный человек в государстве. Король — важная ключевая фигура по созданию необходимого климата общественного настроения: именно он создает его своим поведением и подчас слово или мнение, высказанное им газетчикам, способно отразится на положении того или иного министра, а иногда и всего правительства.

Традиционно велика представительская функция монарха, достаточно сказать, что именно он как глава государства подписывает все наиболее важные международные соглашения (§ 26). В этой сфере Короля можно сравнить с неформальным министром иностранных дел своей страны, особенно видна не формальность его роли в том, что в силу своей несменяемости Король в течение всего срока правления приобретает неоценимый опыт в вопросах международных отношений и поэтому может оказывать услуги и подавать ценные советы своим формальным советникам-министрам иностранных дел, проходящим сквозь его правление в веренице партийных кабинетов (правительств).

Вопрос престолонаследия в монархии из сферы частного права уже давно превратился в вопрос государственного значения, регулирование которого закреплено в Конституции страны. В Норвегии данный вопрос регулируется законом о престолонаследии, в Конституции закреплены лишь основные положения престолонаследия. § 5 Конституции гласит — «престол наследуется по прямой линии детьми, родившимися в законном браке от Королевы или Короля, или тем, кто сам имеет право наследования».

Следовательно, не рожденный ребенок должен быть также среди тех, кому дано право на престол. Он занимает положенное место в наследственной линии сразу после появления на свет. Право престолонаследия не принадлежит лицу, которое не состоит в прямом родстве по отношению к лицам, происходящим от последних правящих Короля или Королевы, или их брата или сестры, или если он сам является их братом. В случае рождения Принца, обладающего правом престолонаследия, его имя и дата рождения должна быть сообщена Стуртингу на его ближайшей сессии и внесена в его протокол». Таким образом, закреплялась саллическая система престолонаследия.

Формально по Конституции Король является главой исполнительной власти, но фактически исполнительная власть делегирована им правительству, которое осуществляет исполнительную власть в рамках Государственного совета под председательством Короля. Л.М. Энтин отмечает: «Конституционные акты содержат обычно весьма широкий перечень полномочий, принадлежащих главе государства... Если бы Король осуществлял в действительности все эти полномочия, то о нем можно было бы говорить как о самодержце. Ведь они делаю монарха и законодателем, и руководителем исполнительно власти, и главой администрации и вооруженных сил». Но в действительности Король Норвегии делегирует правительству и все основные полномочия Короля, за исключением его полномочия верховного главнокомандующего, а также представительских функций.;

В Норвегии принято терминологически различать понятия «правительство» (regering) и «Государственный совет» (Statsrad). Термин «правительство» служит для обозначения факта совместного заседания главы государства с членами Государственного совета. Именно в таком своем составе он образует конституционно значимое правительство — орган, решения которого имеют действенную силу и могут составлять отдельный вид формы права. Государственный совет есть простое обозначение собрания министров, их кабинета под председательством премьера, неправомочного в таком составе принимать юридически действенное решение. Подобная терминология закреплена в Конституции Норвегии в § 28,29.

Правительство рассматривается в Конституции как один из важнейших органов государственной власти, которому глава государства делегировал свои исполнительные полномочия. Однако роль правительства фактически только этим формальным предназначением не исчерпывается. Правительство, по сути, становиться настоящим исполнительным комитетом, однако, в отличие от парламентарных государств того времени, полностью отделенным от господствующей политической партии или коалиции нескольких партий.

<< Предыдущая страница   [1] ... [18] [19] [20] [21] [22][ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] ...  [42]   Следующая страница >>