Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Законодательное решение, принятое Одельстингом и одобренное Лагтингом или всем Стуртингом на совместном заседании направлялось Королю с просьбой о его королевском утверждении.

В Конституции Норвегии нет положений, имеющихся в других Конституциях, о принадлежности законодательной власти парламенту и главе государства совместно. Монарх считался лишь главой исполнительной власти (§ 3 Конституции 17 мая 1814 г. «исполнительная власть принадлежит Королю, его титул — Мы... Божьей Милостью и соответствии с Конституцией Король Норвегии»).

Король имеет право отлагательного вето. Отклоненный им законопроект не мог более представляться Королю в течение одной и той же сессии парламента, и только после королевского утверждения законопроект приобретает силу закона. Однако если законопроект будет принят без изменений Стуртингами двух созывов (после двух последовательных выборов в Стуртинг) на пленарном заседании, при чем заседания эти будут отделены друг от друга не менее чем двумя очередными сессиями Стуртинга, и в ходя этих сессий законопроект не будет изменен, то законопроект получает силу закона даже в том случае, если королевское утверждение не последует до конца сессии (§ 78, 79 Конституции Норвегии 17 мая 1814 г.).

Король обладает правом самостоятельного нормотворчества, но это право было ограничено отдельными положениями Конституции. Согласно § 17 Конституции Король обладал правом принимать лишь постановления по вопросам торговли, таможни, ремесел, промышленности и полиции. Они не должны были противоречить Конституции и принятым законам и нуждались в утверждении ближайшей сессией Стуртинга.

Вторым важнейшим полномочием из перечисленной выше компетенции Стуртинга было право привлечения к ответственности по государственным делам любых лиц, кроме Короля и членов королевской семьи. Причем это исключение не распространялось на принцев королевской крови в случае занятия ими какой-либо государственной должности. Стуртинг мог привлекать к юридической ответственности министров и государственных служащих, а также судей Верховного суда за должностные преступления. Дело возбуждалось Одельстингом перед Государственным судом, который включал членов Верховного суда и Лагтинга.

В целях обеспечения парламенту определенной независимости от королевской власти в Конституцию был включен § 85 «тот, кто повинуется приказу, ведущему к нарушению свободы и безопасности Стуртинга, признается виновным в государственной измене». Таким образом, Норвегия стала единственным государством того времени, в котором Королю не предоставлялось право роспуска парламента.

Однако Стуртинг не обладал рядом прав, принадлежащих представительным учреждениям того времени. Парламент был полностью устранен от участия в решении иностранных дел, данное право, по прежнему, оставалось прерогативой Короля. Государственный совет также формировался Королем, причем, независимо от соотношения сил в парламенте, Государственный совет не был ответственен перед парламентом, а, напротив, был свободен от парламентского контроля за своей деятельностью. Государственный совет довольно активно использовал королевское вето в отношении решений парламента, стремившегося к более широкой независимости.

Таким образом, в Конституции был закреплен принцип не разделения властей, но принцип перераспределения государственной власти.

«Объяснение превращения принципа разделения властей в принцип распределения власти следует искать в области норм, регулирующих деятельность органов, наделенных властью. Эти нормы А. Росс предлагает разделять на три типа: нормы персональные, определяющие круг лиц, входящих в эти органы, нормы процессуальные, регулирующие порядок деятельности органов, и нормы материальные, определяющие сферу подведомственных органу вопросов». Между этими тремя типами норм существует внутренне значимая связь. Таким образом, орган становиться предназначенным только для того, чтобы осуществлять ту функцию, которая определена в нормах материальной компетенции. Фактически это означает, что Конституция Норвегии, формально закрепляя принцип разделения властей, наделяет каждую из этих властей дополнительной функцией взаимного контроля, т.е. осуществляя то или иное полномочие, орган становиться объектом осуществления полномочия другого органа, равного ему по статусу. В результате достигается требуемое единство власти не через ее разделение, а через ее распределение.

Вместе с тем конструкция А. Росса, устанавливающая жестокую техническую взаимосвязь между органом и его функцией, позволила ему сформулировать положение о так называемой «четвертой власти в государстве — «правительственной власти» (regerigsmagt)». А Росс считал, что поскольку традиционные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, не исчерпывают полностью функций государственной власти как таковой, то должна быть выделена еще одна особая ветвь власти. Она должна была своими функциями ликвидировать пробелы функций государственной власти. В первую очередь А. Росс имел в виду функции главы государства, которые тот не может ни делегировать, ни исполнять лично (например, право монарха назначать кабинет и осуществлять действия, не проистекающие из исполнения законов).

В Конституции был предусмотрен порядок избрания депутатов и определен их правовой статус. Депутатом Суртинга мог быть избран любой гражданин, достигший 21 года, проживающий в Королевстве в течение 10 лет и пользующийся избирательным правом. Конституция гарантировала депутатам Стуртинга различные привилегии и депутатский иммунитет. Однако их иммунитет действовал только во время заседаний парламента, а также дороги на заседания и обратно, и не распространялся на случаи задержания с поличным на месте преступления. В остальное время иммунитет действовал только в отношении депутатской деятельности.

Избирательное право по Конституции предоставлялось на основе избирательного ценза (§ 50—54). По Конституции правом голоса обладали граждане Норвегии, только мужчины, которые достигли 25 лет на год проведения выборов, а так же соответствующие следующим условиям: а) являются владельцам собственности или бывшими чиновниками;

<< Предыдущая страница   [1] ... [22] [23] [24] [25] [26][ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] ...  [42]   Следующая страница >>