Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Идеал — это идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса (48). Поэтому мы проанализировали понятие образ с философской точки зрения (122), как результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. В психологии дефиниция образ звучит как идеальный продукт человеческой деятельности, субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности (156). В контексте нашей работы под образом женщины мы понимаем отражение объективной реальности в виде суммы знаний, опыта, черпающих свое начало в женских персонажах эдического эпоса и оказывающем влияние на процесс женского воспитания.

Заметное место среди современных разработок, уделяющих внимание характеристике женских мифологических образов и определению статуса женщины в древнескандинавском обществе на анализе народного эпоса «Эдда» принадлежит исследованиям Дж. Джеш и Дж. Джохенс, в которых женщина выступает как полностью самостоятельный объект и предмет научного анализа (210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220). По свидетельству Дж. Джеш, эти персонажи являют собой представления народа о женской привлекательности, свободе и героизме (210, С. 133). Исходя из анализа работ Дж. Джеш и Дж. Джохенс, мы пришили к выводу, что женщине отводилась особая роль в поддержании существующего миропорядка, которая по мифологическим представлениям была наделена огромными разрушительными и созидательными способностями. Конечно, «Эдда» не может служить фактическим доказательством того, как жили женщины в то время, так как большая часть материала излагается в мужской интерпретации. Большая часть наших знаний по мифологии опирается на работу Снорри Стурлусона (265), на его понимание скальдической поэзии. Дошедшие до нас мифы отражают героическое, воинствующее общество и лежат в основе этого произведения.

В результате проведенного анализа этнопедагогических источников мы определили, что среди женских образов выделялись две группы: 1) женщины-богини и женщины-воины, т.е. вымышленные нереальные персонажи; 2) земные женщины, прообразы которых жили как в языческие, так и христианские времена.

Особое место в Песнях о богах, которые содержат богатейший материал по мифологии и являются важнейшим источником для познания скандинавского язычества, занимает описание богинь. Так, например, самой главной и славнейшей богиней в пантеоне скандинавских богов является Фриг. Она —жена Одина, отца всем богам и людям. Ее роль в мифологических повествованиях — трагическая мать. В образе Фриг представлены взгляды народа на судьбу матери, на ее безграничную любовь к ребенку, ради счастья которого она готова идти на любые испытания и лишения. Самая яркая богиня — Фрейя. Фрейю почитают наравне с Фригг. Она очень прославилась среди людей и ее именем стали звать всех знатных женщин, а также всякую владелицу своего имущества и хозяйку, у которой есть свое добро. Она богиня любви, как Венера или Афродита. Считается, что Фрейя всех благосклоннее к людским мольбам, поэтому хорошо просить ее помощи в любви. Именно ее красота и желательность являются причиной ссор богов. Самой декоративной богиней предстает перед нами Сив, жена Торра. Сив — прекраснейшая из женщин, волосы у нее подобны золоту. Поэтому, по образу любимой богини, первым признаком красоты у женщин считался светлый цвет волос. Густыми светлыми кудрями гордились, как признаком нравственных достоинств, девушки всегда носили длинные распущенные волосы, невесты подбирали их сеткой, а замужние женщины покрывали их платком. Особое место в ряду женских образов занимают богини-покровительницы, хранительницы разных благ и женщины-прорицательницы. Так, например, норвежцы почитали богинь судьбы, покровительствующим родам — три норны, которые названы в «Младшей Эдде»: Урд (судьба), Верданди (становление) и Скульд (долг). Они живут у источника судьбы в корнях мирового дерева Иггдрасиль. Эти три девственные богини ежедневно опрыскивают Иггдрасиль влагой из источника и прядут нить судьбы, тем самым определяя судьбы людей. В этой связи особое ритуальное значение приобретает прядение и ткачество как сугубо женские занятия. Земной образ женщины, занятой прядением или ткачеством, возводится к образу богинь судьбы, выпрядывающих, согласно традиционным космологическим представлениям норвежцев, "нить жизни" человека и создававших из множества отдельных нитей "ткань мира". Отчетливую характеристику хранительницы и хозяйки чудесного напитка — меда, воплощающего высокую мудрость, имеет Гуннлёд. Богиня Идун хранительница волшебных яблок, которые давали богам вечную молодость.

То, что большинство богинь служат украшением двора или залогом мира, являют собой примеры желанных женских характеристик, таких как красота и сексуальная привлекательность или демонстрируют женские эмоции, как материнское горе свидетельствует о представлении норвежского народа о женственности. Однако многие женские персонажи «Эдды» иллюстрируют другое представление народа о женском идеале, противопоставленном образцу мягкой женственности. Эти персонажи, женщины-воины, действуют в мужском мире сражающихся богов и великанов и не являются пассивными наблюдателями, жертвами или причинами бесконечных конфликтов. Наиболее интересными и необычными женщинами в этой группе являются Валькирии. Один посылает их в каждое сражение, где они выбирают того, кто должен погибнуть или победить, т.е. решают исход сражения. Слово валькирия означает «тот, кто выбирает убитых». Они — служанки Одина, приветствуют мертвого героя рогом с вином. Их потусторонняя функция отображает функцию обычных земных женщин, которые должны были оказывать теплый прием. вернувшимся с победой домой мужчинам. Такая интерпретация женщины-воина показывает реальное отношение к женщине того времени. Женщина воспринималась как женщина и также страдала от физически тяжелой работы, от родов, мужского насилия и рабства. Потомки Валькирий появляются в скандинавской поэзии и в прозе в облике реальных воинствующих женщин. Но даже самые мстительные женщины, которым приписываются некоторые черты женщин-воинов, способны преданно любить, сострадать и оказывать помощь.

<< Предыдущая страница   [1] ... [18] [19] [20] [21] [22][ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] ...  [54]   Следующая страница >>