Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

Бетон в Истре от производителя с доставкой . Избежать переплаты «за воздух» можно лишь одним путём – работая с производителем напрямую. Именно такое сотрудничество вам предлагает компания « Истра-бетон», изготавливающая качественные бетонные смеси под цели заказчиков. В основе сотен зданий и дорог города Истры – бетон нашего производства, поставляется он и в другие населённые пункты.


М.А. Калинина. «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века»

Следует отметить, что уже в конце XVIII века в Норвегии, благодаря миссионерскому движению, основателем которого явился сын фермера Ханс Нильсен Хогель (1771—1824), норвежская женщина получила хоть и скромную, но возможность выйти за общепринятые крестьянским обществом нормы поведения. Так Бьорг Селанд в статье «Призванная Богом» — Место женщины в норвежском миссионерском движении» отмечал, что в норвежских деревнях в это время стали появляться благочестивые общества, так называемые «общества друзей», которые формировались из крестьянских семей. Самые обыкновенные, рядовые крестьяне могли выступать на этих собраниях с проповедью своего взгляда на религиозный мир. Выступать в роли оратора-проповедника могли и женщины, а во время отсутствия мужчин в море или в лесу они брали на себя роль организаторов. К выступлениям женщин мужчины относились с уважением. Самые активные из них ходили от общины к общине, работали на фермах вместе с другими работниками, отличались трудолюбием и скромностью. В свободное время они молились, пели церковные гимны, читали Библию и вели беседы с людьми, давали советы (258). Видя в этом свое предназначение, женщины тем самым помогали людям, в основном женщинам, преодолевать невзгоды, мрачные и тяжелые условия быта. Такой род деятельности помогал женщинам расширить сферу своей активности, постепенно приблизить трансформацию женских ролей в обществе, помогал понять, что, несмотря на разделение труда, женщина играла по важности одинаково равную роль с мужчиной. И хотя церковь выступала против эмансипации женщин, видя в этом угрозу всему существующему общественному порядку, «протестантизм создал более благожелательное отношение к женскому обучению и движению женщин за свои права» (254).

Таким образом, проведенная нами реконструкция общественного и семейного положения норвежской крестьянской женщины позволяет нам в совокупности охарактеризовать выделенные в ходе анализа следующие его аспекты:

1. Крестьянская семья в Норвегии XIX в. носила в целом традиционно патриархальный характер. Женщина, согласно традиционным нормам сельской норвежской общины и религиозным представлениям, занимала подчиненный статус по сравнению с мужчиной.

2. Имущественный вклад женщины в семейное производство был тем фундаментом, на котором основывалось ее правовое положение. Личную собственность женщины составляло приданое. Уровень обособленности женского имущества внутри общесемейного был достаточно высоким. Члены семьи имели право пользоваться им, но в семейный раздел оно не входило.

3. После вступления в брак женщина выполняла новые социальные роли: жены, матери и хозяйки дома. Как от жены от нее требовались послушание, верность, забота о муже. Функция женщины как матери включала в себя заботу о детях, наличие воспитательных навыков. Важной социальной ролью женщины являлась роль хозяйки дома. Это предполагало наличие знаний и навыков в области ведения домашнего хозяйства, трудолюбие, умение организовать внутренне пространство дома. Величина трудового вклада выступала обязательным элементом внутрисемейного статуса женщины и ее общественной оценки.

4. Показателями высокого уровня правоспособности женщины в традиционном норвежском обществе являлись: право дочери на пользование отцовским наследством; право незамужней девушки на свободные отношения с мужчинами, при которых появление добрачных детей рассматривалось доказательством способности женщины к деторождению; увеличение брачного возраста невесты до 25 лет; право женщины на развод; право вдовы наследовать имущество мужа, земельный надел и повторно выходить замуж.

Итак, норвежская крестьянская женщина выступала как правомочный член общества, обладая повышенным уровнем правоспособности и независимости, ее хозяйственно-бытовые и производственные функции свидетельствовали о высоком общественном и семейном положении.

В качестве заключения по первой главе исследования мы выделяем следующие основные особенности социокультурной и этнопедагогической характеристики образа жизни норвежской крестьянской семьи XIX века:

1. Образ жизни норвежской крестьянской семьи XIX века складывался под воздействием природно-климатических, географических, социальных, экономических, исторических условий социокультурной среды, что в своей совокупности оказывало влияние на формирование личности ребенка.

2. Одной из главных особенностей Норвегии XIX в. было то, что здесь традиционно сохранялась семейная община, состоящая из нескольких малых семей женатых братьев и сестер, живших с родителями и их холостыми детьми на одной ферме, но под разными крышами. В условиях интенсивного ведения сельского хозяйства и традиции единонаследия такой тип семьи был наиболее выгоден, так как одни члены семьи становились собственниками хозяйства, а другие наемной рабочей силой.

3. Традиция проживания малыми семьями и ведения самостоятельного хозяйства наделяла норвежскую женщину большой свободой действий и независимостью. В силу социально-экономических обстоятельств, пребывания мужчин на промысле, женщины стояли во главе семьи большую часть годового времени. На этот период жена становилась единственной помощницей мужа, она оставалась правительницей всего хозяйства, главой семьи и воспитательницей детей. В целом, норвежская крестьянская женщина выступала как правомочный член общества, обладая повышенным уровнем правоспособности и независимости.

4. Для поддержания и повышения экономического благополучия семьи воспитание детей становилось центральной задачей, где тесная связь между родителями и детьми способствовала этому процессу. Норвежская крестьянская семья была носителем духовных ценностей, транслятором накопленного социального опыта, нравственных норм, основным средством сохранения и передачи которых являлись образовательно-воспитательные традиции. Выверенные веками образовательно-воспитательные традиции, идеально приспособленные к образу жизни норвежской семьи, к социокультурным и природным условиям ее существования. Выступая в гармоничной взаимосвязи, они создавали идеал, образ совершенного человека, в котором была сконцентрирована цель воспитания.

<< Предыдущая страница   [1] ... [16] [17] [18] [19] [20][ 21 ] [22] [23] [24] [25] [26] [27] ...  [54]   Следующая страница >>