Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Официальная реакция СССР на пересмотр правительством Норвегии базовых принципов своей внешней политики, выраженная в сентябре 1942 г., была в значительной степени лаконичной и обтекаемой по форме. Однако интересы дальнейшего советско-норвежского сотрудничества требовали более детального прояснения позиций сторон. Мотивы руководства СССР видны из беседы посла А.Е. Богомолова с министром финансов Норвегии П.Э. В. Хартманном 10 апреля 1943 г. Советский дипломат выразил удовлетворение тем, что норвежскому правительству удалось отмежеваться от интриг польского эмигрантского правительства В. Сикорского.
Переходя к норвежскому меморандуму, А.Е. Богомолов объяснил, что его правительство хорошо понимает стремление норвежского руководства обеспечить в будущем мирную жизнь и независимое, даже от Швеции, существование. Однако для обеспечения будущей безопасности норвежскому правительству следовало бы не только договариваться с западными союзниками, но стараться гарантировать понимание своей политики и хорошее отношение со стороны СССР, который «также является державой, имеющей свои интересы в Атлантике».
П.Э. В. Хартманн заверил, что атлантическая политика не направлена против СССР, но «после 9 апреля [норвежцы] на собственном опыте убедились, что нейтралитет... не способен защитить... от нападения»'. Далее норвежский министр сделал неоднозначную ремарку о том, что наибольшим успехом норвежского коллаборационистского правительства была кампания по убеждению населения оккупированной Норвегии в наличии опасности со стороны Советского Союза, в частности, в виде определенных территориальных претензий СССР к Норвегии. Однако, продолжил П.Э. В. Хартманн, ему известно об отсутствии у СССР намерения захватывать территории в Северной Норвегии.
Взаимные оценки правительств Норвегии и СССР относительно состояния и перспектив развития отношений между двумя странами приняли завершенный вид к середине 1943 г. Кратковременный status-quo, установившийся во взаимных оценках внешнеполитическими ведомствами двух стран, отражен в аналитических разделах писем дипломатов Р. Андворда и Н.Д. Кузнецова, отправленных их руководителям в течение 1943—1944 гг.
Так, справка первого секретаря посольства СССР при союзных правительствах в Лондоне Н.Д. Кузнецова, подготовленная в ноябре 1943 г., констатирует, что даже находясь в эмиграции, норвежское правительство сумело сохранить внешнеполитические позиции среди правительств всех стран, которые являлись его ведущими партнерами в довоенное время. Трактовка Н.Д. Кузнецовым Меморандума в целом не расходится с оригиналом, однако, советский дипломат, уделив значительное внимание проблеме «северного сотрудничества», пришел к выводу, что норвежцы отказались от идеи «Скандинавского блока», осудив ее.
Эволюция взглядов руководства Норвегии на внешнюю политику СССР характеризовалась признанием за последним отсутствия империалистических тенденций и претензий на территориальные захваты. Об этом писал Р. Андворд 13 мая 1943 г. Кроме того, Р. Андворд верно предсказал, как показало будущее, снижение роли Коминтерна в качестве проводника советской внешней политики. С другой стороны, неизбежно стремление СССР после войны использовать свое влияние в сопредельных странах с тем, чтобы там пришли к власти верные Советскому Союзу режимы.
Важным представляется и то суждение, которое приводит Р. Андворд относительно общих принципов взаимодействия послевоенного СССР с миром. Потери в ходе войны вынудят советское государство пойти на дальнейшее сотрудничество с западными государствами для решения проблем послевоенного восстановления. Так, «безоговорочное» участие представительных делегаций СССР в конференциях периода войны, виделось Андворду показателем именно такого поворота советской внешней политики. Нo при этом «...правящие круги [СССР] все еще питают застарелое недоверие к внешнему миру». Далее посол выражал надежду на то, что СССР, став «государством среди других государств», будет проводить политику на основе уважения принципов Атлантической хартии, к которой он присоединился в сентябре 1941 г.
Несколько более поздние размышления Р. Андворда относительно будущего развития советской внешней политики, связаны, по-видимому, с соглашением о перемирии между СССР и Финляндией, заключенным 19 сентября 1944 г. Согласно условиям перемирия, во владение Советского Союза переходил район Печенги и восстанавливалась общая граница с Норвегией. Р. Андворд рассматривал это обстоятельство как новый фактор советско-норвежских отношений, считая, что наличие финской территории, разделявшей Норвегию и СССР в прошлом, было полезным.
И далее: «До того, как внешнеполитическая линия Сталина стала господствующей, а Коминтерн был распущен, с Советским Союзом легче было поддерживать нормальные отношения, не общаясь с ним близко. Что касается современной ситуации, то я испытываю соблазн сказать, что, может быть, и лучше иметь прямой контакт с таким государством..., каким является Советский Союз, который после неспокойных и мятежных лег молодости сейчас вошел в более спокойный фарватер, где он чувствует себя более уверенным и желает оказать уважение другим».
Произошедшие к середине 1944 г. изменения во внешнеполитическом курсе СССР позволяли в дальнейшем не подвергаться соблазну оценивать его действия «через финские очки». Послевоенная ситуация превратит хорошие отношения норвежцев с восточным соседом в серьезную необходимость, которая, однако, будет для Норвегии сложной задачей. Р. Андворд предвидел, что соседство с СССР будет непростым для Норвегии: «...с сегодняшнего дня мы находимся там, где нас могут коснуться течения мировой политики, лицом к лицу с самой большой реальностью [выделено А.П.] на Европейском континенте»'. В связи с этим важнейшей задачей Норвегии становилось выстраивание внешней политики, имеющих два главных вектора — советский и американо-британский.
Таким образом, в позиции официальных лиц норвежского правительства в течение 1944 г. стало отчетливо просматриваться изменение отношения к СССР и его политике в сторону признания за ним права на определенные интересы в Европы и ключевой роли в мировых делах. Несомненно, что этот сдвиг в норвежской политике был следствием военных и международно-политических успехов СССР, достигнутых в 1943 г.
<< [1] ... [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] ... [62] >>