Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

палладия для собак . Подготовка документов 3. Разрешение споров о границах участков 4. Ведение дела в суде 5.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

С начала 70-х и до середины 90-х гг. социальный сектор получал значительные субсидии за счет бюджетного перераспределения денег, полученных от деятельности нефтегазового комплекса. В настоящее время, в связи с созданием специального фонда, уровень этих субсидий несколько сократился, а вопросы социального развития на данный момент находятся в компетенции региональных и местных властей.

В политической сфере в отношении нефтяной промышленности можно отметить достижение политического консенсуса между ведущими политическими партиями страны, как в отношении форм и целей государственного регулирования, так и в отношении возможности использования нефтяных доходов. Последним фактом, свидетельствующим о наличии национального согласия стала преемственность курса на приватизацию «Статойл», отмеченная после смены правительства в марте 2000 г.

Значительные объемы первоначальных доходов от деятельности нефтегазового комплекса в середине 70-х гг. привели к росту инвестиций в социальную сферу. Проводником подобной политики являлась правящая в 70-е гг. Норвежская рабочая партия, которые была также инициаторами создания системы государственного управления нефтяной отрасли. Строительство жилищного фонда, учебных заведений, больниц, расширение системы социального страхования, все эти действия осуществлялись правительством за счет средств, полученных от продажи нефти.

Создание норвежской нефтяной промышленности привело к изменению социальной стратификации. В стране появились новые высокооплачиваемые профессии. Хотя доля занятых в нефтегазовом комплексе никогда не превышала более 2% трудоспособного населения Норвегии, значимость нефтяной промышленности для норвежской экономики и высокие заработные платы сделали работу в этой отрасли более престижной по сравнению с другими секторами национальной экономики.

Начиная с момента открытия первых месторождений в конце 60-х — начале 70-х гг., происходило интенсивное развитие регионов Норвегии, находящихся на побережье Северного моря, где создавалась нефтяная инфраструктура, прежде всего фюльке (губернии) Рогаланд, где в настоящее время находятся богатейшие коммуны страны (Ставангер, Суда, Саннес). Приток иностранного капитала способствовал не только созданию новых рабочих мест в промышленной сфере и сфере обслуживания, но и росту стоимости аренды зданий и жилья. Ставангер стал нефтяной столицей Норвегии, благодаря нефтяным инвестициям и строительству объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование новой отрасли норвежской экономики.

Подводя итог влияния нефтяного комплекса на экономическую систему и общество Норвегии в целом необходимо выделить: во-первых, Норвегия не подверглась деиндустриализации, напротив норвежская промышленность приступила к обслуживанию нового сектора национальной экономики, расширив спектр возможностей и сохранив традиционные отрасли; во-вторых, не произошло радикального социального расслоения в обществе, что можно отнести на счет продуманной государственной экономической политики и норвежских традиций. Нефть фактически не повлияла на норвежский менталитет, норвежцы остались такой же трудолюбивой и не восприимчивой к излишней роскоши нацией.

Важным направлением экономической политики норвежского правительства всегда было обеспечение продовольственной безопасности королевства. Именно поэтому государство поставило перед собой задачу по рационализации и повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Для достижения этой цели в 1945 г. были введены специальные субсидии для производителей молока в окрестностях фьордов, горных и северных районах страны. Кроме этого, в 1952 г. учреждаются субсидии для зерновых хозяйств Эстланна и Центральной Норвегии. Эти действия государства, с одной стороны, способствовали дифференциации сельскохозяйственных доходов, а с другой стороны, привели к специализации различных регионов страны на производстве определенной агропродукции, так как производством зерна стало выгодно заниматься в центральных областях страны, а мясо-молочным животноводством — в северных провинциях.

С целью поддержания промышленного роста в экономике Норвегии государство подвергло значительным изменениям финансовую систему страны после окончания Второй мировой войны. Реструктуризация банковской сферы началась с принятия в 1952 г. закона, обязывающего норвежские банки помещать часть своих резервов в Центральный эмиссионный банк королевства. В 1965 г. был принят закон «О кредите», позволяющий властям осуществлять общее регулирование объемов кредитов через квотирование займов и контроль над ликвидностью.

Для кредитования наиболее перспективных отраслей народного хозяйства в Норвегии в конце 1940-х гт. была создана разветвленная сеть государственных банков. Их доля в общем объеме займов, предоставляемых банками промышленным корпорациям и частным лицам, возросла с 25% в 1946 г. до 45% в 1976 г. [18, Р. 91] Среди наиболее крупных государственных банков можно выделить Жилищный банк, Государственный сельскохозяйственный банк, Государственный рыболовецкий банк, Коммунальный банк Норвегии, Государственная образовательная заемная касса и Фонд регионального развития. При помощи этих финансовых организаций государство стремилось добиться решения своих социально-экономических задач. С целью регулирования объемов и направлений кредитования в 1954 г. были введены ограничения на общую сумму предоставляемых государственными банками займов.

<< Предыдущая страница   [1] ... [20] [21] [22] [23] [24][ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] ...  [64]   Следующая страница >>