Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
На правах рекламы:
• Хотите провести незабываемый отдых на Курильских островах? . на свободные даты. Мы уверены, что отзывы о нашем сервисе и впечатления от отдыха будет только положительными. Узнайте больше о наших предложениях по телефону +7 (924) 199-29-48.
В конце 1990-х гг. и начале 2000-х политическая ситуация в Норвегии изменилась и началось падение популярности НРП, но государственная экономическая политика в корне не изменилась. Даже процесс реорганизации системы прямого экономического участия государства в нефтегазовой деятельности на шельфе и частичной приватизации государственной компании «Статойл», начатый правительством НРП в 2001 и проведенный коалиционным правительством центристских партий и консервативной партии «Хейре» в 2002—2003 гг. имел своей целью не либерализацию норвежской нефтегазовой отрасли, а привлечение иностранных инвестиций и облегчение вхождения концерна в международные альянсы с другими нефтяными компаниями. Падение популярности Норвежской рабочей партии в последние годы аналитики влиятельного норвежского печатного издания «Афтенпостен» объясняют тем, что в конце 1990-х — начале 2000-х наблюдалось усиление эклектичности партийной политики НРП. Социал-демократы по различным вопросам проводят в жизнь то лозунги консервативной партии Хейре (например, всемерное сближение с ЕС, приватизация государственного нефтегазового концерна «Статойл») или даже идеи прогрессистов (снижение акцизов на крепкие спиртные напитки), то пытаются увеличить налоги на предпринимателей в соответствии со стремлениями левых социалистов, то используют идеи клерикалов из Христианской народной партии и др. политических сил [1, С. 12]. Совпадение фундаментальных ценностей нации, составляющих платформу той или иной партии Норвегии, приводит к спокойной смене избирателями своей политической ориентации. Разница в политических, социально-экономических, экологических и иных приоритетах норвежских партий или не очень велика, или размыта. Различия, а не противоречия между ними сводятся, в основном, к подходам в отношении темпов и масштабов изменений налогового законодательства, расходованию «нефтяных денег», функционированию госсектора, положению в социальной сфере, приоритетам в области охраны окружающей среды, вопросам иммиграционной политики. Переход из числа приверженцев одной партии в стан другой происходит достаточно часто, что полностью подтверждается опросами общественного мнения, регистрирующими резкие колебания симпатий избирателей в течение даже непродолжительных промежутков времени.
Основными целями государственного регулирования экономики Норвегии на современном этапе развития являются:
• повышение конкурентоспособности промышленности в целом с упором на экспортное развитие нефтегазового комплекса;
• повышение эффективности государственного сектора в экономике;
• поддержание социальной стабильности в обществе;
• решение проблемы территориальной несбалансированности и региональной диспропорции в развитии промышленности.
Для решения поставленных целей в Норвегии в основном применяются прямые методы государственного регулирования, среди которых, необходимо отметить, создание мощного государственного сектора в нефтегазодобывающей сфере и активное государственное участие в ряде ключевых производств, обусловливающих функционирование производственной инфраструктуры (транспорт, электроэнергетика, связь). Такое селективное прямое вмешательство государства в промышленную деятельность дополняется мерами косвенного воздействия на частный сектор промышленности через финансово-кредитную, таможенную и региональную политику.
В норвежской конституции закреплено: «все недра принадлежат норвежскому народу и использовать их нужно с учетом интересов последующих поколений» [93]. В дополнение к конституции в 1985 году принимается Закон о нефтяной деятельности, пересмотренный в 1997 г. и действующий по настоящее время. В этом законе установлено, что "Норвежское государство имеет права собственника на подводные нефтяные месторождения и исключительное право на управление полезными ресурсами", "никто иной, кроме Государства, не может осуществлять нефтяную деятельность без лицензий..."[95]. Лицензии на разведку и добычу нефти выдаются раундами, примерно раз в два года. Государство имеет право назначать оператора работ по каждому из месторождений, формировать консорциумы и распределять доли участников в них, что вместе гарантирует ограничение доли участников каждой из компаний, особенно иностранных.
Опираясь на конституцию и законы, в Норвегии была создана эффективная модель регулирования нефтяной промышленности, где прямые методы государственного регулирования, такие как государственные предприятия и непосредственное государственное предпринимательство дополняются косвенными — законодательная база, система административного лицензирования, система специального налогообложения в отрасли. Эта модель позволила государству обеспечить и сохранить контроль над нефтяной промышленностью, которая оказалась под пристальным вниманием различных транснациональных корпораций, игравших на первом этапе ведущую роль в развитии этого сектора норвежской промышленности. И хотя ТНК выступали партнером государства на всем протяжении нефтяной истории Норвегии, в основном следуя в фарватере норвежской стратегии освоения континентального шельфа, тем не менее, государство очень часто рассматривало их в качестве противников, что на деле представляется определенной традицией норвежского общества.
<< Предыдущая страница [1] ... [23] [24] [25] [26] [27][ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] ... [64] Следующая страница >>