Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Директива Европейского союза по регулированию европейского газового рынка является острой проблемой взаимоотношений Норвегии с ЕС. Норвегия имеет весьма разветвленную сеть газопроводов на своем шельфе, которая связывает различные месторождения и через которую газ транспортируется в Европу. Стоимость этой сети составляет 100 млрд. крон. Продажи газа осуществлялись через Комитет по продажам газа, который представлял собой монополию по продажам и маркетингу норвежского газа. Кроме того, Комитет по продажам газа являлся действенным механизмом норвежских властей для обеспечения целостного и оптимального управления ресурсами. Этот комитет фактически управлял процессом добычи газа на десятках месторождений и его транспортировкой в Европу. Долгосрочные соглашения о газовых поставках, которые Норвегия имеет с рядом компаний в европейских странах, не связаны напрямую с определенным месторождением, процессом распределения продаж газа с различных месторождений по потребностям клиентов занимается государство.
В соответствии с газовой директивой, вступившей в силу с 10.08.2000 года, Норвегии придется отказаться от этого механизма, так как 20% рынка газа ЕС должно с этой даты быть либерализовано, а к 2008 году 1/3 рынка газа ЕС подлежит полной либерализации [86]. ЕС стремится к тому, чтобы клиенты получили возможность покупать газ напрямую у производителя, тем самым местом торговли становится каждое отдельное месторождение, без какой-либо координации. Такой механизм дает больше власти покупателю и затрудняет заключение долгосрочных соглашений о поставках газа. В Норвегии полагают, что это существенно затруднит обустройство новых крупных месторождений, поскольку такие затраты значительны, а без надежных долгосрочных соглашений о поставках газа риск невозвращения вложений в обустройство месторождений будет слишком велик [21, С. 20].
Газовая директива должна обеспечить европейским покупателям значительное влияние на норвежские газовые ресурсы. Оценки воздействия принятия Норвегией директивы весьма разные, по самым пессимистическим прогнозам, потери для страны могут составить до 9 млрд. крон в год, по оптимистическим — потерь не будет, поскольку либерализация рынка предполагает также и его расширение [5, С. 17]. Норвегия официально обращалась в Комиссию ЕС с просьбой получить переходный период по инкорпорированию газовой директивы в свое законодательство, но ни 5-летний, ни 3-летний период предоставлен не был. Отметим, что основные конкуренты Норвегии на европейском газовом рынке, Россия и Алжир, не должны будут подчиняться требованиям и нормам газовой директивы. При этом ЕС постоянно выражает заинтересованность в заключении с Россией долгосрочного соглашения о поставках газа.
После двух лет напряженных переговоров в 2002 году властям Норвегии совместно с компаниями «Статойл» и «Норск Гидро» удалось решить вопрос об инкорпорировании в норвежское законодательство директивы о либерализации газового рынка. Претензии ЕС к Норвегии, сопровождавшиеся угрозами наложения огромных штрафов (до 50 млрд. крон) на компании «Статойл» и «Норск Гидро» за картельное сотрудничество при поставках газа на европейский рынок через норвежский Комитет по продажам природного газа, удалось снять путем взаимных компромиссов. Во-первых, Комитет по продаже газа был упразднен, во-вторых, Норвегия, обыгрывая стремление ЕС форсировать либерализацию рынка этого сырья, обязалась дополнительно поставить в течение предстоящих 4 лет 15 млрд. куб. м газа нетрадиционным потребителям. Как заявили главы «Статойл» и «Норск Гидро» такие возможности, как в отношении ресурсов, так и по пропускным возможностям газопроводов, имеются [76 Р. 14]. Данное решение удовлетворяет обе стороны, поскольку ЕС на этой основе сможет перейти к практической реализации положений директивы, основу которой составляют положения о демонополизации европейского рынка природного газа, а на норвежские компании не будут наложены крупные штрафы.
Директива о правовой защите биотехнологических изобретений вызывает опасения этического характера, поскольку некоторые ее аспекты затрагивают вопросы клонирования, что в Норвегии общественностью и Христианской норвежской партией, имеющей значительный вес в Стортинге, отвергается. Правительство социал-демократов ощущало сильное давление в этом вопросе со стороны центристов, призывавших правительство наложить вето на эту директиву. Министр иностранных дел Т. Ягланд избрал тактику затягивания дела, ожидая решения Суда ЕС по вопросу, поднятому Нидерландами в связи с директивой о правовой защите биотехнологических изобретений [19, С. 31]. Отметим, сомнительность наложения вето на эту директиву, так как это вызовет автоматическое исключение ЕАСТ из последующих директив ЕС, связанных с патентованием.
Все три директивы, регламентирующие использование различных пищевых добавок (красителей, подсластителей и пр.), несмотря на длительные дебаты, в итоге в конце октября 2000 г. были представлены в готовом для инкорпорирования виде на рассмотрение Стортингу. Норвежский парламент ратифицировал директивы, регламентирующие использование пищевых добавок, так как правительству удалось склонить на свою сторону в пользу принятия директив все три центристские партии, которые, за исключением партии Венстре, были настроены наиболее скептически.
<< Предыдущая страница [1] ... [40] [41] [42] [43] [44][ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] ... [64] Следующая страница >>