Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Несмотря на кажущуюся формальность собраний сословий, иногда именно их решения имели огромное значение для государства. Осенью 1660 г. именно датское собрание представителей сословий стало ареной государственного переворота, упразднившего Государственный совет и установившего абсолютистскую наследуемую монархию. После войн 1657— 1660 гг. финансы Королевства были подорваны, однако дворянство отказалось расстаться с традиционным освобождением от налогов и другими привилегиями. Было выдвинуто предложение сделать монархию наследственной, с чем под давлением военной силы дворянство согласилось. Это означало конец Государственного совета и соглашений, которые он заключал с Королями перед коронацией.
Таким образом, после принятия «Королевского закона» 1665 г. в Дании-Норвегии установилась абсолютная монархия. «Королевский закон» 1665 г. по сути, представлял собой письменную Конституцию. Власть Короля объявлялась абсолютной; единственные ограничения, которые накладывались на монарха, сводились к верности лютеранского вероисповедания, запрету нарушать территориальную целостность государства и обязанности поддерживать принцип наследования престола и собственную абсолютную власть.
За установлением абсолютизма в 1660 г. последовали серьезные изменения на всех уровнях системы управления. Еще в период выборной монархии в Дании-Норвегии королевская власть начинает проводить административную реформу, получившую свое окончательное завершение в период абсолютной монархии. Данная реформа осуществлялась по трем важнейшим направлениям, и на каждом этапе реформы влияние аристократии-ленников ослаблялось, а власть переходила к Королю и подчиненному ему административному аппарату.
Во-первых, в конце XVI — начале XVII в. была восстановлена эффективная централизованная юридическая система Норвегии. В сельских районах действовали коммунальные собрания — бюгдетимги или бггдетинги, где крестьяне играли роль присяжных при помощи, а затем и под руководством грамотных и юридически компетентных сельских судей. В городах местные собрания состояли из бургомистра и членов городского совета. В сельской местности собранием руководил фогд, в городе — бюфогд. Апелляции первой инстанции из этих судов направлялись девяти лагманам страны, а оттуда в «Собрание господ», то есть в Верховный суд. «Ландслов» Магнуса Лагабётира, созданный в XIII в., продолжал действовать, он был переведен на датский язык, расширен путем добавления новых законов и в 1604 г. издан в качестве Кодекса норвежского права Короля Кристиана IV.
Во-вторых, была создана специальная таможенная служба. Почти одновременно с резким повышением таможенных пошлин в 1630-х гг. их сбор был исключен из компетенции фогдов и передан специальной таможенной службе, находившейся под прямым контролем Короля.
В-третьих, была создана норвежская армия. В период войн 1563 — 1570, 1611—1613 и 1625—1629 гг. были предприняты попытки использовать традиционный для Норвегии созыв крестьянского ополчения под предводительством лансмаиов. Однако такая система работала плохо, и в 1640 г. правительство всерьез занялось организацией норвежской армии из крестьян-рекрутов под командованием профессиональных офицеров. Эта армия с самого начала была под командованием наместника Норвегии. Таким образом, аристократы-ленсманы — прежняя военная каста — были отодвинуты в сторону, и начал формироваться особый класс профессиональных военных.
В результате проводимых реформ новая административная система, направленная на создание единой государственной службы, оказалась напрямую связанна с центральным аппаратом в Копенгагене. Норвежские дворяне-лансманы были вынуждены смириться с ограничением и подрывом своих властных полномочий в сфере местного управления задолго до того, как в 1660 г. была ликвидирована монополия Государственного совета на центральную власть.
Характер подчиненного Королю органа власти, который можно уподобить правительству, со временем менялся. Непосредственно после 1660 г. существовала, так называемая, Статс-коллегия. Затем появился Тайный совет. В дальнейшем, эти органы утратили свое значение и к концу периода унии в 1814 г. Король управлял в основном при помощи своей личной канцелярии — кабинета. Другими словами, монархи, обладающие абсолютной верховной властью, правили через посредство различных групп советников, которые они собирали вокруг себя: от самой широкой (Статс-коллегии) до самой узкой (кабинета). В течение длительных периодов, особенно при слабых Королях вроде Фредерика V (1746—1766 гг.) и Кристиана VII (1766—1808 гг.), реальная власть принадлежала таким группам советников.
Что касается местного управления, то здесь прежние главные лены, претерпевшие некоторые изменения, были переименованы в губернаторства — стифтамты (в Норвегии существовало четыре стифтамта — Акерсхус, Кристиансанн, Бергенхус, Тронхейм). Они, в свою очередь, делились на три-четыре округа — амта, которыми руководили главы округов — умтманы, губернатор — стифтамтман руководил самым большим из них. Помимо своих обязанностей в качестве главы округа губернатор, он руководил другими главами округов, отвечал за управление торговыми городами и совместно с епископом соответствующей епархии выполнял церковно-административные функции. В округ входили две административные единицы — фогдерии для сбора доходов и полицейских функций и соренскриверии для отправления судебных функций. В 1660-х гг. Норвегия состояла из 4 стифтамтов, 12 омтов, 55 фогдерий и 65 соренскриверии. К концу периода унии в стране было 16 амтов, 45 фогдерий и 54 соренскриверий. Это административное деление не включало два графства и один баронат.
Данное территориальное деление было результатом той административной реформы, которую датская королевская власть последовательно проводила в Норвегии, и была направлена на ослабление аристократов-ленников. Все названия должностей и административно-территориальных единиц происходили из датского языка, что подчеркивает то, что управление Норвегией осуществлялось из Копенгагена.
Долгое время владельцы ленов для управления округами держали слуг недворянского происхождения — фогдов. Они практически занимались сбором доходов, выполняли прокурорские функции и приводили приговоры в исполнение. Управляемые ими земли постепенно превратились в единицы административно-территориального деления более низкого, чем лены, уровня — так называемые фогдери. Поскольку с большинством жалоб на власти подданные короны обращались к фогдам, Королю необходимо было установить контроль и над ними. Постепенно Король изменил отношения патронажа между владельцами ленов и фогдами, с одной стороны, и фогдами и другими мелкими чиновниками — с другой. Фогды были превращены в чиновников Короля. Король требовал личной преданности от своих фогдов, мог смещать их с поста, и, в конце концов, получил и право на их назначение.
<< Предыдущая страница [1] ... [8] [9] [10] [11] [12][ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] ... [42] Следующая страница >>